ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураИтальянский сад: сложный рельеф
Италия воспринимается большинством неитальянцев как страна, где люди живут красиво. Далеко не всегда богато, благополучно и спокойно – но зато красиво, в окружении великолепных пейзажей, древнеримских развалин, произведений искусства эпохи Возрождения и в замечательном южном климате. Сады в итальянском стиле являются одним из подтверждений такого мнения, ведь итальянский сад это соединение в миниатюре сложного рельефа, красоты и чёткого геометрического построения.
Зелень и геометрия
Итальянские сады как масштабные искусственные садово-архитектурные сооружения возникли в эпоху Ренессанса на волне огромного интереса к античному наследию и фактического преклонения перед всем древнеримским. Собственно, сад в классическом итальянском стиле это и есть попытка организации пространства возле дома или виллы в соответствии с римскими принципами – согласно строгому плану, предусматривающему неукоснительную симметрию и ориентацию по главным осям. Кроме того, древнеримское наследие прежде всего ассоциировалось с камнем – с развалинами древних городов и извлекаемыми из-под них статуями. От этого итальянский сад имеет камень своей неотъемлемой и очень важной составной частью. Всего же со временем выделилось четыре основных компонента, которые в своём сочетании и образуют сад в итальянском стиле.
Компонент первый – сложный рельеф (обязательно наличие нескольких высотных уровней с акцентированными перепадами – естественные холмы, лестницы, насыпные террасы и так далее). Компонент второй – обильная зелёная растительность (зелёные изгороди из кустарников, деревья с широкими кронами, вечнозелёные растения при весьма осторожном и продуманном использовании ярких цветоносных растений). Компонент третий – большое количество каменных компонентов (наряду с упомянутыми лестницами это могут быть балюстрады, парапеты, статуи, фонтаны и многое другое). Компонент четвёртый – наличие водных объектов и сооружений (фонтаны, ручьи, искусственные водопады, пруды).
Довольно строгие требования предъявляются и к особенностям планировки садового пространства:
Зелень – это главное
Наряду с другими характерными чертами (сложный рельеф, обилие камня в разных его формах и видах) итальянский сад знамениты и другой важнейшей особенностью – сад в итальянском стиле как никакой другой из классических садовых ансамблей много внимания уделяет непосредственно растениям. Да, в нём сильны мотивы строгой планировки и декоративных украшений и деталей. Однако именно зелени отдаётся приоритет, именно растения являются главным украшением всего ансамбля. И в этой части главными являются два момента: цветовая гамма зелёных насаждений и их форма.
Что касается цветовых оттенков, то основной цвет итальянского сада это тёмно-зелёный, достигаемый за счёт выращивания таких деревьев, как лавр, самшит, пиния (средиземноморское сосновое растение) и других. Именно тёмно-зелёный основной цвет растительности в наилучшей мере оттеняет и позволяет предстать во всей красе кустарникам, другим деревьям, а также различным каменным композициям. Особенно красочная получается картина весной, при умелом расположении по саду цветущих растений, кустарников и деревьев – роз, магнолий, миндаля, рододендронов, цитрусовых и тому подобных. А топиарное искусство, то есть мастерство придания кронам деревьев и кустарников разнообразной, требуемой владельцу сада, формы, в итальянском саду достигло поистине недосягаемых высот. Фигурная стрижка деревьев и кустарников имеет решающее значение для того, чтобы связать различные участки и зоны сада и при этом сделать его по-настоящему элегантным и оригинальным. При этом участки ближе к дому и полезной площади наиболее удачны для использования фигурной стрижки, так как подчёркивает начало непосредственно жилой зоны. Однако стрижка растений имеет немало нюансов, которые нужно предварительно разобрать и изучить. Например, у растений, пригодных для фигурной стрижки, должна быть естественно плотная структура роста, они должны быть достаточно устойчивы к болезням. К тому же такие растения должны быть достаточно долговечными, чтобы сохранять созданную структуру на протяжении многих лет.
Александр Бабицкий