Главная
Недвижимость
АрхитектураАрхитектура хай-тек


Хай-тек стиль
зародился в недрах постмодернистской архитектуры в начале 70-х и нашел свое
применение в 80-х годах XX века. К основным характеристикам архитектуры в стиле
хай-тек можно отнести использование простых линий и фигур, широкое
использование стекла, пластика и металла, трубчатые металлические конструкции,
лестницы, выведенные за пределы здания, децентрированное освещение (создает
эффект просторного освещенного зала), высокий прагматизм в планировании
конструкций, серебристый, белый и металлические цвета, иногда даже жертвование
функциональностью в угоду дизайну.
На самом деле,
стиль хай-тек в архитектуре можно назвать отражением века «высоких технологий»,
компьютерных новинок, технических достижений, но слегка театрализованным, с
некоторыми «перегибами». Так, некоторые здания, выполненные в архитектурном
стиле хай-тек поражают чрезмерным количеством стеклянных поверхностей, резкими
или обтекаемыми формами. Кстати, по мнению некоторых искусствоведов, стиль
хай-тек начал формироваться гораздо раньше - еще в XIX веке, в качестве примера
они приводят такие внешне технологичные здания как Хрустальный дворец (Crystal
Palace) английского архитектора Джозефа Пакстона, представленный на первой
Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852-1854 годах
Хрустальный дворец был перенесён в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 году
сгорел. Или Эйфелева башня, задуманная как мемориал в честь столетия Великой
французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построенная
Гюставом Эйфелем.
Однако в то
время хай-тек не получил такого развития, как к концу XX века. Именно тогда
были созданы такие шедевры хай-тек архитектуры как центр Жоржа Помпиду (полное
название Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду),
построенный по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса в
1977 году, и шокировавший парижскую публику. Еще одной работой в стиле хай-тек
можно назвать здание банка в Мюнхене, созданное архитекторами В.и Б.Бетц, в
1982 году, где вертикальные несущие трубы подчеркнуто большого сечения вынесены
на всеобщее обозрение. Еще одно интересное здание было создано архитекторами
Р.Шуллер и У.Шуллер-Витте а 1973-1879 годах в городе Берлине. Здание
Конгресс-холла напоминает облик корабля, что оказалось возможным благодаря
применению алюминиевых наружных стен и устройству в них своеобразных светопроемов,
напоминающих корабельные иллюминаторы.
При том, что хай-тек сам по себе стиль модный, популярный и одновременно необычный, существует не одно направление этого стиля в архитектуре. Например, индустриальный хай-тек основан на использовании элементов соответствующей эстетики: это сочленения, заклёпки, металлические и стеклянные детали, а также арматура, трубы, перемычки и так далее, которые используются в виде имитирования интерьера завода, фабрики, ТЭЦ. Это направление можно назвать очень откровенным, потому что оно выносит на обозрение все коммуникации, перекрытия, подчеркивая их, добавляя к ним аналогичные конструкции.
Еще одно
направление архитектурного стиля хай-тек - геометрическое. Само название
говорит за себя: здесь архитектор играет с формами: простые и сложные формы
геометрии могут переплетаться и сочетаться в самых необычных позициях. Также в
этом направлении часто используются базовые стержни и различные тросы и
растяжки. Примером геометрического стиля хай-тек может быть Сиднейская башня
(Centrepoint Tower) высотой 304,8 метра или ровно 1000 футов, строительство
которой архитектор Дональд Крон и инженер Варгон Чапмэн закончили в августе
1981 года.
Одним из самых современных направлений можно назвать бионический хай-тек или био-хай-тек, который подражает формам живой природы, создавая целостную «органическую архитектуру». Такая архитектура гармонизирует весь внешний вид жилища, создаваемого путем плавных линий, свойственных природе. Самым необычным фактом в бионической архитектуре хай-тек можно считать использование природных частей как части здания. Например, одна стена дома может быть естественной необработанной скалой или растущее из пола дерево может являться частью самого дома, а его ствол использоваться как несущая конструкция.
Болотова Лёля