ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураПантеон в Риме: творение инженеров и художников
Слово «пантеон» можно перевести с древнегреческого языка как «храм всех богов». Однако Пантеон в Риме стал именем собственным: это массивное сооружение недалеко от Марсова поля, построенное еще до нашей эры и до настоящего времени сохранившее красоту, мощь и величественность.
От всех богов до Девы Марии
Надпись на фронтоне знаменитого архитектурного памятника гласит, что его воздвиг консул Марк Агриппа (приблизительно в 27 году до нашей эры). По его задумке, Пантеон должен был демонстрировать всему миру мощь и незыблемость Римской империи. Изначально «храм всех богов» был выстроен в форме квадрата, лишь во 2 веке нашей эры в процессе реконструкции после пожара, возникшего от удара молнии, он стал идеально круглым.
Пантеон имел настолько внушительные для тех времен размеры, что для возведения крыши правящий в тот период император Адриан приказал заполнить его землей, в которой повелел спрятать золотые монеты. Причина столь странного приказа скоро выяснилась: когда работы были закончены, Адриан объявил, что каждый, кто найдет монету, может забрать ее. В итоге вся земля за считанные часы была вынесена из здания.
В VII веке Пантеон был превращен римским папой в христианскую церковь, посвященную Деве Марии, сюда даже перевезли останки первых христиан. Именно христианизация спасла памятник от разрушений, которым подверглись остальные языческие святыни. Начиная с периода Возрождения, Пантеон стал местом захоронения многих известных итальянцев, среди которых, например, Рафаэль, при жизни руководивший реставрацией здания, художники Каррачи и Дзуккари, представители Савойской династии, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Достижение инженерной мысли
Элегантный фасад Пантеона очень органично вписывается в примыкающую к нему площадь и выглядит привлекательно и вполне благообразно. Однако почувствовать истинный возраст уникального сооружения можно, если подойти к нему сбоку или сзади, – мощные стены со шрамами, будто вросшие в землю, производят очень сильное впечатление.
Внутреннее убранство храма поражает обилием творений великих художников эпохи Возрождения. Слева от алтаря располагается работа Микеланджело «Воскресший Христос», в боковых капеллах есть фрески Антониаццо Романо, Перуджино, скульптуры Бернини. Изящное и тонкое оформление контрастирует с внешним суровым обликом Пантеона. Но еще больше потрясает его купол. Сорок три метра в диаметре и шесть метров толщины - вот уже две тысячи лет этот каменный массив сохраняет идеальную форму полусферы без какой-либо дополнительной поддержки.
Ученые выяснили, что главный секрет такой прочности и в то же время легкости – особый цемент, к которому примешан вулканический камень, а также специальная техника кладки (вес облегчается пятью рядами кессонов). В центре купола расположен единственный источник света - отверстие диаметром девять метров, через которое свет проникает в помещение в виде почти осязаемого луча. В настоящее время по праздникам здесь проходят службы, и, по свидетельству очевидцев, создается впечатление, что во время них пространство наполняется поистине божественным светом.
Существует легенда, что отверстие это появилось, когда Пантеон стал христианским храмом – якобы его пробили бесы, стремившиеся вырваться наружу при звуках мессы. Однако в настоящее время появилась более правдоподобная версия. Ученые Италии и Новой Зеландии, проведя совместные исследования, предположили, что Пантеон мог служить древними солнечными часами. В дни весеннего равноденствия, ровно в полдень, световой луч освещает вход в здание, а в зимний период – лишь своды и купол.
Пантеон стал одним из немногих культовых сооружений в Риме, которые католическая церковь разрешила использовать в качестве декораций во время съемок фильма по нашумевшему роману Дэна Брауна «Ангелы и Демоны». Впрочем, это неудивительно - жители города, хоть и относятся к величественному храму уважительно, но лишнего благоговения перед его древностью и мощью не испытывают. Площадь Ротонды, примыкающая к зданию, - это одно из самых шумных мест в Риме, с фонтаном, многочисленными кафе и пиццериями, уличными музыкантами, сувенирными лавочками и вездесущими римскими голубями.
Дарья Цветкова