ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураСовременный парковый дизайн: назад в социализм
Требования, предъявляемые к современному парку, выглядят завышенными, находящимися практически на пределах возможностей паркового дизайна, а то и превышающими их. Парк обязан быть эстетическим, воспроизводить природную среду, созерцательным, и одновременно – обеспечивать возможности для активного отдыха, развлечений и разнообразные зрелища. Кроме того, парк обязан предоставлять возможности для обучения и культурного развития посетителей. Более того, парк должен быть структурой динамической, теперь уже не проходит классика под девизом «Сделал один раз и на века». Парк – это еще и место для проведения разнообразных праздничных торжеств и ярмарок, и должна быть возможность оперативных трансформаций из места отдыха в место, скажем, выставки или научного форума, и обратно.
От размышлений о подобной сверхзадаче у любого дизайнера волосы способны встать дыбом и замереть в таком положении. Однако не все настолько плохо и безнадежно. Собственно говоря, подобная задача уже была решена и решена успешно.
Фокус заключается в том, что требуемая современным темпом жизни модель городского парка практически полностью соответствует обычной для тридцатых годов прошлого столетия модели советского парка культуры и отдыха. В таких парках обязательной принадлежностью, наравне с прогулочными дорожками, прудами с утками и уютными скамейками под плакучими ивами, были парашютные вышки, разнообразные аттракционы, выставочные павильоны, летние театры, кинотеатры и планетарии.
В эти парки водили школьников на образовательные экскурсии – послушать лекцию о звездах и заглянуть в настоящий телескоп. По извилистым дорожкам прогуливались влюбленные парочки, а на специальных площадках шахматисты-любители решали важнейший вопрос – кто же будет чемпионом парка в этом году. В этих парках устраивались выставки и научные конференции – для чего устанавливались легкие, разборные павильоны. Вот только непременные девушки с веслами и бодрые горнисты, навечно застывшие на постаментах и медленно зеленеющие от стыда за скульптора, несколько портили картину.
Тем не менее, советские парки культуры и отдыха соответствовали всему набору требований, которые предъявляются современному парку: активный и пассивный отдых, возможность образования, близость к природе, развлечения, зрелища и динамичность изменений при необходимости. В полном соответствии с тезисом о том, что новое – это хорошо забытое старое, мир устремился к «современному» парковому дизайну. То есть, к социалистическому парковому дизайну прошлого столетия.
Конечно, есть и отличия. Используются совершенно другие материалы и технологии, и уже нет речи о фанерных павильончиках, продуваемых всеми ветрами, или о разваливающихся деревянных кинотеатрах. В архитектурных решениях парковых павильонов теперь стараются использовать стандартные, типовые элементы, не индивидуального, но заводского изготовления. Индивидуальность достигается с помощью компоновки (это только Карлсон считал, что из кубиков можно построить только башню, а современные архитекторы ухитряются создавать уникальные, ни на что не похожие композиции).
Пешеходный маршрут современного парка отличается от привычного «социалистического» дизайна целевым назначением. Если в советском парке культуры и отдыха такой маршрут был предназначен для оздоровительных прогулок, то современный парк предполагает скорее ознакомительные походы. Пешеходные маршруты устраиваются в стиле кинематографа, то есть – с постоянной сменой впечатлений, а перспективы парка раскрываются с различных видовых точек.
Модны так называемые тематические сады, органично вписывающиеся в структуру парка – небольшие уголки, оформленные в различных стилях. В одном и том же парке может быть несколько различных тематических садов: от модного экологического бамбукового сада до манерно-изысканного японского.
Непременной принадлежностью современного парка становятся водные композиции, но отнюдь не в Версальском или Петергофском стиле. Никаких романтических фонтанов с мраморными статуями, никаких Венер, или Данаид. Дизайнер современного парка скорее установит посреди фонтана робота – и зрелищно, и образовательно. Тем не менее, водные композиции выполняют все те же старые функции: смягчают излишне утилитарные линии пейзажа, придают местности колорит, а также способствуют созерцательности.
Обязательная принадлежность современного парка – детская площадка. То есть, не только дорогостоящие аттракционы, но и набор горок, песочниц, лестниц и прочих принадлежностей детской площадки – совершенно бесплатного пользования. И это вновь вызывает воспоминания о советских временах: советские дворики с обязательной детской песочницей, горкой, барабаном и качелями.
Современный парк – это набор общественных зданий и сооружений, окруженных пешеходными дорожками, водными композициями и сочетаниями растений, упрощенных до строгой геометрической формы.
Современный парковый дизайн тяготеет к тому, чтобы парк являлся естественным продолжением города и соответствовал не привычным по прошлым столетиям нормативам парка, а – новейшим достижениям технологии и культуре современности.
София ВАРГАН