ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураПетровское барокко: уход от Византии
Русь неторопливая, славянская, византийская, пышная по-варварски, уходила в небытие с наступлением петровской эпохи. Золоченые шатровые крыши храмов, сверкающие на солнце «луковки» башен – все это сменялось другой архитектурой, и в этом даже более, чем в смене одежды, привычек и законов проявилась неуемная жажда Петра к переменам, его разрыв с тысячелетними византийскими традициями и резкий разворот к западной культуре. Именно архитектурные сооружения позволяли наглядно продемонстрировать изменения, происходящие в государстве.
Архитектурный стиль, который историки искусства назвали «Петровское барокко», это архитектурный и художественный стиль, который широко применялся при проектировании зданий при постройке Санкт-Петербурга. Именно там Петр I развернулся вовсю, оставив за спиной старую Москву, доживающую свой византийский век, и под его рукой был создан удивительный стиль, объединяющий одновременно итальянское барокко, ранний французский классицизм и рококо, немецкую и голландскую гражданскую архитектуру, а также несколько других стилей и направлений. Фактически все, что Петр I видел в других странах, все, что казалось ему отличительным признаком западной культуры, было стянуто на строительство Санкт-Петербурга, новой, современной российской столицы.
Для того, чтобы реализовать свои архитектурные замыслы, чтобы сделать Санкт-Петербург настоящим европейским городом, отличающимся от привычной византийской традиции, Петр I пригласил настоящих архитектурных звезд своего времени. В строительстве Санкт-Петербурга принимали участие Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти, Г. Матарнови и многие другие.
Лефортовский (Меншиковский) дворец в Москве, построенный в 1697-1699 гг. архитектором Д.В.Аксамитовым, и перестроенный в 1707-1709 гг. Дж.М.Фонтана, считается самым ранним образцом Петровского барокко.
Отличительной чертой этого необычного стиля является сочетание относительной скромности – достаточно простые объемные построения, плоскостная трактовка фасадов, четкость и ясность членений – с зародышами той роскоши и пышности, которая во все времена связана с наследственной аристократией и сословными привилегиями.
Внешняя скупость и простота из серии «чистенько и аккуратно» - это отголоски Амстердама, который в свое время поразил Петра I своим резким диссонансом с сонной, византийской Москвой. Пчелиное трудолюбие этого города представлялось идеалом государю, который тратил силы на ломку не только государства, но даже ближайших сподвижников.
И все же для России стиль Амстердама был слишком упрощен, излишне геометричен. Россия во все времена тяготела к пышности и расточительности (достаточно посмотреть на нынешних российских миллионеров, чтобы в этом убедиться). Поэтому приглашенные Петром I голландцы занимались судостроением, мануфактурами, торговлей, а вот французы, немцы, итальянцы и русские устраивали внешний вид города. И в результате в Меншиковском дворце оказывается достаточно скупое убранство – несколько картин на стенах, стол, стулья, посудный шкафчик, - и вместе с тем – драгоценный паркет (кстати сказать, до Петра I в России не развивалось паркетное искусство). То есть, внешняя простота уже содержала в себе намеки на будущую царственную роскошь, она могла свободно развиваться в нечто величественное, сохраняя при этом рационалистичность планировки, логичность и суровую простоту архитектурного образа.
Интересно, что при всей простоте и плоскостности фасадов, для Петровского барокко свойственна красочность – стены оштукатуривали и красили в яркие цвета, предпочтительно в красные, зеленые и синие, а архитектурные детали, пилястры и лопатки окрашивались белым, придавая зданию радостный, праздничный вид.
Строгая симметрия Петровского барокко требовала выделения центра композиции. В результате центральный вход обычно располагался по оси здания, за ним – самый большой, нарядный зал. Тяга к роскоши реализовывалась с помощью портиков, скульптур, сложной формы окон, нарядных наличников. Здания, являвшиеся особо представительными, акцентировались башней.
Сейчас Петровское барокко, пик которого пришелся на 1697-1730 гг., переживает второе рождение. Дома в этом стиле уже можно увидеть и в пригородах Москвы и Петербурга, и других городов. Архитекторы, занимающиеся проектировкой частных домов, обязательно предлагают среди типовых проектов несколько вариантов в стиле Петровского барокко. Этот стиль хорош еще и тем, что в исполнении при современных технологиях он довольно прост, а результат получается удивительно внушительным, декоративным и в то же время уютным.
София ВАРГАН