ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураЭрмитаж – национальное достояние мирового значения
Конечно, Государственный Эрмитаж, составляющий главную из многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга, является национальным достоянием России. Но вместе с тем Эрмитаж относится к числу тех культурных сокровищниц, которые представляют собой не только национальные достояния, но и аккумулируют в себе наследие всего человечества. Так что, подобно Лувру, Уффици или Прадо, Эрмитаж является музеем мирового значения.
От частной коллекции до одного из богатейших собраний планеты
В России, с ее историей и культурными традициями, просто не могло не появиться по-настоящему крупного музея. Так что не будь императрица Екатерина II заядлым коллекционеров произведений искусства, прежде всего живописи, наверняка бы когда-нибудь возникло какое-то музейное собрание похожего рода. Однако за то, что существует именно Эрмитаж и именно в таком виде, с такими грандиозными собраниями и фондами, нужно поблагодарить прежде всего именно государыню-матушку, которая в 1764 году решила удовлетворить свои эстетические вкусы и приобрела в Берлине коллекцию из 225 картин кисти голландских и фламандских живописцев. Именно с этого момента и принято отсчитывать начало истории Эрмитажа, потому как эти две с небольшим сотни картин и стали первыми экспонатами собрания, ныне известного как Эрмитаж. Собственно, как Эрмитаж была известна и частная коллекция государыни, хранившаяся в апартаментах Зимнего дворца под названием Эрмитаж (в переводе с французского - место уединения).
Частной коллекцией российских императоров Эрмитаж оставался почти целое столетие, вплоть до 1852 года. К тому моменты коллекция достигла таких размеров, что одних апартаментов для их хранения было недостаточно, картины, скульптуры и другие произведения искусства занимали все новые и новые залы Зимнего дворца. Екатерина II успела приобрести в общей сложности почти 3100 картин, среди которых были полотна Тициана, Рембрандта, Микеланджело, Рафаэля и других гениев, а ведь и Александр I с Николаем I не теряли времени даром, пополняя фамильное собрание в первую очередь произведениями художников эпохи Возрождения. И вот в 1852 году император Николай I решил сделать собрание доступным для общественности - так Эрмитаж превратился в полноценный музей. К тому моменту, когда в 1917 году Россия перестала быть монархией, Эрмитаж уже был одним из богатейших музейных собраний мира. Это понимали и новые власти, объявившие музей государственной собственностью. Правда, в дальнейшем советская власть сыграла не слишком положительную роль в истории Эрмитажа, частично раздав его собрания другим музеям, частично, в тридцатых годах продав множество произведений искусства за границу. Во время Великой Отечественной войны музей был эвакуирован из Ленинграда на Урал.
Однако в начале XXI столетия Эрмитаж остается одним из самых известных и престижных музеев планеты с более чем тремя миллионами произведений искусства в фондах и с тремя филиалами (в Выборге, Казани и Амстердаме).
Коллекции, в которых потеряться проще простого
Пытаться перечислить не то что все, а хотя бы пользующиеся широкой известностью у специалистов и простых любителей искусства экспонаты Эрмитажа - это занятие по бесперспективности примерно такое же, как вычерпывать море ведром. Не будем пытаться и мы, лишь перечислим те основные коллекции, которые ныне и составляют то, что всему миру известно под названием Государственный Эрмитаж. Итак, сегодня Эрмитаж это следующие коллекции:
Александр Бабицкий