Биг Бен - архитектурный символ Лондона

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураБиг Бен - архитектурный символ Лондона
15.09.2011 04:00

Биг Бен Эта башня с часами давно стала символом Лондона, растиражированным на обложках путеводителей, учебников английского языка и снятым в многочисленных фильмах. Во всем мире ее называют Биг Бен, хотя первоначально это название было дано не башне, а колоколу, находящемуся внутри нее. На сегодняшний день это третья по высоте башня с часами в мире. В мае 2009 года британцы торжественно отметили ее стопятидесятилетие.

История создания часовой башни Вестминстерского дворца

Биг Бен Но история этого самого узнаваемого сооружения в Лондоне началась еще раньше - с пожара средневекового Вестминстерского дворца в ночь на 16 августа 1834 года. Комитет по восстановлению дворца, созданный в 1835 году при Палате общин, принял решение полностью перестроить здание без сохранения оригинального облика прежнего дворца. Был объявлен публичный конкурс, в котором участвовало 97 архитекторов, представивших свои планы строительства нового дворца. Победил проект, Чарльза Бэрри, успевшего снискать себе славу приверженца творческого наследия Андреа Палладио - итальянского архитектора эпохи Возрождения. Работа, представленная Бэрри на конкурс, резко отличалась от всего, что он делал ранее (к тому времени он построил Пентовильскую тюрьму, Королевский хирургический колледж и несколько клубов в лондонском Сити). И это неудивительно, поскольку соавтором проекта был Огастес Пьюджин - не только лучший архитектор неоготики, но и религиозный фанатик, убежденный, что именно средневековый готический стиль воплощает в себе истинную божественную реальность. По предварительным оценкам, строительство должно было продолжаться 6 лет и обойтись казне в 725 тысяч фунтов стерлингов. В действительности же на строительство дворца, затянувшееся на три десятилетия, было затрачено более 2 миллионов фунтов стерлингов.

В первоначальном проекте Чарльза Бэрри башни с часами не было, идея ее создания возникла в 1836 году. Для Огастеса Пьюджина совместная с Бэрри работа над проектом часовой башни и дизайном часов стала последней в его карьере архитектора.

Первый камень в основание башни был заложен 28 сентября 1843 года. Ее строительство завершилось 10 апреля 1858 года.

Архитектурный шедевр в неоготическом стиле

Биг Бен - это башня в неоготическом стиле, являющаяся мощным архитектурным акцентом на северной оконечности здания Вестминстерского дворца. Ее высота со шпилем составляет 96,3 метра, без шпиля - 61 метр, а площадь равна 12 квадратным метрам. Башня стоит на 15-метровом квадратном основании, сделанном из бетона трехметровой толщины и залегающем в земле на глубине 4 метра. 4 циферблата (по одному на каждой стороне башни) размещены на высоте 55 метров над землей. Объем часовой башни составляет 4650 кубических метров. Для ее внутренней отделки применялся каннский камень, поставляемый из французской провинции Нормандия. Пластины кровельного железа для башни с часами отливались в Бирмингеме, а чугунный шпиль - на металлургическом заводе Regent. Для облицовки здания использовался йоркширский анстонский камень (магнезиальный известняк) и гранит Корниш. Добываемый в Анстоне известняк первоначально был песочного цвета, однако загрязненный воздух британской столицы привел к тому, что камень начал портиться уже на рубеже XIX-XX века. Проблему попытались решить путем замены анстонского камня рутландским. Реставрационные работы по смене облицовки Биг Бена проводились с 1981 по 1986 год, но оказалось, что новая облицовка подвержена порче не менее прежней. 

Строительство юбилейной линии лондонского метро породнило Биг Бен со знаменитой Пизанской башней: подвижки грунта вызвали отклонение часовой башни на северо-запад примерно на 220 миллиметров.

Внутри Биг Бена размещена клетка, предназначенная для заключения членов парламента за нарушение парламентской этики. Правда, в качестве тюремной башни Биг Бен использовался крайне редко: последний раз это случилось в 1880 году. Конечно, часовая башня немыслима без уникального часового механизма весом 5 тонн и 4 колоколов, среди которых - Большой колокол весом 4 тонны, давший название башне. На самый верх Биг Бена ведут 334 ступеньки.

Несмотря на то, что Биг Бен - один из самых популярных туристических объектов в мире, зарубежным гостям британской столицы доступ внутрь башни закрыт. Впрочем, интерес туристов больше вызывает внешний вид башни и ее часы, обрамленные декоративными украшениями в стиле неоготики. Каждый из четырех циферблатов составляет 7 метров в диаметре и отлит из чугуна. Минутная стрелка длиной 4,2 метра  и весом 100 кг сделана из меди. На изготовление часовой стрелки длиной 2,7 м ушло 300 кг орудийного металла. Под каждым циферблатом вырезана в камне латинская надпись, которая гласит: «Боже, храни нашу королеву Викторию».

Почему Биг Бен?

Биг Бен Впервые колокола часовой башни Вестминстерского дворца зазвонили над Лондоном 31 мая 1859 года. Говорят, что парламент посвятил целое заседание тому, чтобы выбрать название для большого колокола башни. В ходе прений выступил и сэр Бэнджамин Холл - главный куратор, отвечавший за подъем колокола на башню. Был он человеком высоким и грузным, за что получил шутливое прозвище Биг Бен. Сэр Холл долго и пространно рассуждал о названии колокола. Окончив свой ораторский марафон, он тяжело опустился в кресло, и тут кто-то воскликнул: «А почему бы нам не назвать колокол Биг Бен и покончить с этим?» Все разразились дружным смехом, а колокол наконец-то получил свое название. Впрочем, у происхождения названия есть и другая версия: колоколу придумали имя рабочие, кумиром которых был Бен Каунт - чемпион по боксу, супертяжеловес.

Официальное название башни Биг Бен - «Часовая башня Вестминстерского дворца». Иногда ее называют Башней Святого Стефана, но такое название ошибочно распространилось в газетах времен королевы Виктории.

Уменьшенные копии Биг Бена, напоминающие одновременно и архитектурное сооружение, и напольные часы для гостиной, стоят на многих лондонских перекрестках. Самый известный «Маленький Бен» возведен вблизи железнодорожного вокзала Виктории.

Татьяна Быкова