ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураСтатуя Свободы – гордая леди из стали и меди
Когда французский народ решил преподнести американцам подарок в честь столетия независимости США, идея потратиться на строительство пьедестала для колоссальной статуи не вызвала энтузиазма в стране, охваченной вскоре после окончания гражданской войны экономической депрессией. Недовольство, царившее в обществе, высказала газета «Нью-Йорк Таймс»: «Истинный патриот при современном состоянии наших финансов не может одобрять такие безумные расходы на бронзовых женщин!». Но история распорядилась по-своему: статуя была возведена на средства, собранные гражданами Франции и Америки, - правда, не к столетнему юбилею, а с опозданием на 10 лет, и вскоре стала не только визитной карточкой США, но и универсальным всемирным символом свободы и демократии.
Полное имя это «бронзовой» (вернее, медной) леди - «Свобода, озаряющая мир». А слова американского репортера, возмущавшегося планами строительства постамента для статуи, вызывают лишь легкую улыбку.
От идеи до воплощения...
А началось все в 1865 году с дружеского обеда, устроенного французским профессором права и политическим деятелем Эдуардом Рене де Лабуле в своем доме вблизи Версаля. Идеей строительства памятника в честь столетия независимости США Лабуле поделился с присутствующими, среди которых был и молодой скульптор Фредерик Бартольди, мечтавший удивить мир впечатляющим творением, подобным легендарному Колоссу Родосскому.
В 1867 году Бартольди предложил египетскому хедиву Исмаилу-паше построить в Суэцком канале у северного входа в Порт-Саид огромный маяк в виде классической римской статуи Либерты - богини свободы, освещающей путь кораблям с факелом в руке. Два года Бартольди работал над проектом «Египет - свет Азии», но идея так и не нашла одобрения у Исмаила-паши. Может быть, это и заставило Бартольди вспомнить о разговоре в доме Лабуле и предложить измененный проект статуи-маяка в качестве памятника в честь американской независимости. Однако сам Бартольди утверждал, что старые чертежи он в новой работе не использовал и проект памятника, установленного в Нью-Йорке, оригинален и разработан им с нуля. По воспоминаниям американского художника Джона Ла Фаржа - друга сына Бартольди, первые наброски будущей статуи появились в 1870-1871 годах во время поездки Фредерика Бартольди в США. Тогда же Бартольди облюбовал и место для своего будущего шедевра - остров Бедлоу в Нью-Йоркской гавани. Вернувшись во Францию, скульптор продолжил развивать концепцию памятника, параллельно работая над другими творениями, одним из которых был Лев Белфор - монументальная скульптура с выраженными чертами романтизма, которые затем Бартольди привнес и в неоклассическую статую Свободы.
Работа над воплощением замысла статуи началась в 1875 году, когда стало окончательно ясно, что американцы откликнулись на предложение Лабуле о совместном финансировании памятника: было решено, что создание статуи оплатит французская сторона, а возведение постамента - американская. Бартольди работал над статуей 10 лет. Первыми деталями памятника, ставшими доступными для обозрения широкой публике, были голова и правая рука с факелом, выставлявшиеся на международных выставках с 1876 по 1882 год.
Создание статуи
Считается, что статуя Свободы имеет портретное сходство с матерью Бартольди - Шарлоттой. Поза статуи с поднятой вверх рукой напоминает изображение с картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», но, в отличие от Делакруа, Бартольди намеренно одел свою Свободу как классическое римское божество - в тогу, застегнутую на левом плече, ниже которой находится стола, ниспадающая на ноги множеством складок. Сильный и лаконичный силуэт высотой 46 метров с полужирными классическими контурами, простыми укрупненными линиями и формами подчеркивает торжественность цели, которой посвящена статуя. На голове Свободы - венец, символизирующий солнце как еще одно средство, освещающее мир, кроме факела. Исходящие от венца семь лучей - символ семи морей и семи континентов. Основание венца - это 25 смотровых окон, символизирующих 25 природных минералов - даров земли. В правой руке статуи - факел, в левой - скрижаль, на которой римскими цифрами записана дата принятия Декларации независимости Соединенных Штатов (4 июля 1776 года). По первоначальному замыслу Бартольди, Свобода должна была попирать ногами разорванную цепь, но такая идея в стране, где лишь недавно закончилась гражданская война, и было отменено рабство, могла вызвать неоднозначную реакцию. В окончательном варианте статуя возвышается над порванной цепью, наполовину скрытой под ее одеждой и с трудом различимой с земли.
Сооружение каркаса
После консультации со специалистами литейного производства компании Готье, Бартольди пришел к выводу, что покрытие статуи должно быть выполнено из медных листов методом штамповки. При этом толщина медного покрытия составила всего 2,4 мм. Оставалось лишь придумать, как закрепить медное покрытие на статуе. Помочь решить эту непростую задачу взялся архитектор Эжен Виоле ле Дюк. Успев создать совместно с Бартольди голову и руки статуи, он намеревался сделать внутри нее кирпичные сваи, на которых крепились бы медные листы. Но замысел ле Дюка так и остался нереализованным в связи с его внезапной кончиной в 1879 году. И тогда на помощь Бартольди пришел инженер Александр Гюстав Эйфель. Работа над сложным каркасом для статуи Свободы стала для Эйфеля своеобразной репетицией перед созданием Эйфелевой башни. Он отказался от идеи строительства свай внутри статуи и совместно со своим помощником - опытным инженером-строителем Морисом Кехлином - разработал массивную опору из стали, окруженную поддерживающим каркасом, на которой в вертикальном положении свободно крепились бы медные листы. Жестко закреплять медное покрытие было нельзя, поскольку это привело бы к его растрескиванию. Для предотвращения электрохимической коррозии между медным покрытием и железным каркасом был проложен слой асбеста, пропитанного шеллаком. Инновационное техническое решение Эйфеля упростило задачу транспортировки статуи за океан: 350 деталей статуи Свободы были помещены в 214 ящиков и в апреле 1885 года отправлены в США на борту французского фрегата Изер. Одних только гаек, заклепок и болтов, необходимых для сборки, набралось 36 коробок.
Строительство пьедестала
А между тем в США возводился пьедестал для статуи Свободы. Фундамент для него был заложен внутри форта Вуд - заброшенной военной базы на острове Бедлоу, построенной в 1807-1811 годах. На фундаменте бывшего укрепления в форме одиннадцатиконечной звезды и было решено поставить пьедестал для статуи так, чтобы лицо скульптуры было обращено к юго-востоку, приветствуя суда, заходящие в гавань Атлантического океана. Пьедестал высотой 35 метров был спроектирован Ричардом Моррисом Хантом, однако из-за нехватки финансирования его высоту пришлось сократить до 27 метров.
Пьедестал Ханта содержит черты классической архитектуры - элементы дорического портала на объемной усеченной пирамиде, площадь которой 19 метров у основания и 12 метров в верхней части. Четыре стороны пьедестала имеют одинаковый внешний вид. С каждой стороны над дверью размещены по 10 дисков, на которых Бартольди предлагал изобразить гербы всех американских штатов (в те годы их было всего 40), но это так и не было сделано. На каждой стороне в обрамлении колонн был сооружен балкон. В верхней части по предложению Бартольди размещена смотровая площадка, над которой возвышается сама статуя. Хант намеревался сделать пьедестал из гранита, но финансовые проблемы изменили его планы: пьедестал - это бетонные стены толщиной 6,1 метра, облицованные гранитными плитами. На момент строительства это было самое крупное бетонное сооружение в мире. Массивная каменная кладка пьедестала снабжена двумя квадратными перемычками из стальных брусьев, скрепленными уходящими вверх анкерными балками, чтобы соединиться с эйфелевским каркасом самой статуи. Так статуя и ее пьедестал объединяются в одно целое.
Церемония открытия статуи Свободы состоялась 28 октября 1886 года. Капитальному ремонту грандиозное архитектурное сооружение подвергалось лишь один раз - с 1984 по 1986 год. Во второе столетие «медная леди» вошла в прекрасной форме, пережив «хирургическое» вмешательство на своем «скелете»: каркас статуи Свободы был практически полностью заменен, а в ее руку реставраторы вложили новый факел, покрытый сусальным золотом. А вот медная «одежда» статуи оказалась отменного качества - на нее наложили лишь несколько заплаток.
В 1984 году на восьмой сессии ЮНЕСКО статуя Свободы была признана объектом всемирного наследия.
Быкова Татьяна