ГлавнаяПерсоналииБомондМихаил Барышников – балетный космополит
Российский балет настолько богат талантами, что можно просто перечислять солистов ведущих отечественных театров за последние полвека и быть уверенным, что едва ли не каждый второй из них является выдающимся артистом. Но даже на общем блистательном фоне русского балета безусловно выделяется фигура гениального Михаила Барышникова, который наряду с Рудольфом Нуриевым является наиболее известным танцовщиком XX века.
Малой родиной Михаила Барышникова является Рига, где он появился на свет в семье подполковника советской армии 27 января 1948 года. Если бы не мама, Александра Васильевна, маленький Миша вряд ли бы связал свою жизнь с театром и балетом - ведь его отец, Николай Петрович, был типичным кадровым военным, для которого его служба была главным в жизни и наложила отпечаток на характер и манеру общения с окружающими. А благодаря маме, которая с малых лет сначала водила Мишу в театр, прививала ему любовь к классической музыке и танцу, а затем привела в Рижское хореографическое училище, и начался путь Барышникова к вершинам балетной славы.
В юном возрасте 12 лет Михаила постигло тяжёлое испытание - ушла из жизни его мама. С отцом отношения не складывались и раньше, а теперь, когда Николай Петрович создал новую семью и позже переехал в Ленинград, они и вовсе практически сошли на нет. И в этой ситуации Михаилу помог пережить нелёгкое время именно балет, занятия которым он не оставлял. И, как это нередко бывает в жизни выдающихся артистов, свою немаловажную роль сыграл Его Величество Случай. В 1964 году Рижская национальная опера гастролировала в Ленинграде, и в составе танцевальной группы находился один из учеников хореографического училища Миша Барышников. Конечно, сверхсложных сольных номеров у него не было, однако одному из артистов ленинградского Театра оперы и балета хватило одного взгляда на юношу, чтобы порекомендовать его в хореографическое училище города на Неве. И вскоре Барышников был принят в это учебное заведение.
Случай Михаила Барышникова это история таланта, который засиял, был замечен и оценен практически сразу, моментально. Так обычно и бывает, когда талант чрезвычайно яркий. В 1967 году, когда он окончил Ленинградское хореографическое и был принят в Театр оперы и балета, его уже хорошо знали специалисты и зрители: ведь к тому времени он завоевал первую премию на международном конкурсе артистов балета в Варне (1966). Но это вовсе не означает, что обучение далось ему легко, без физических усилий и морально-психологических трудностей. Так, например, сам артист вспоминает, что в училище он долгое время переживал из-за своего невысокого роста - ведь сольные партии в балете дают только высоким статным юношам. Педагоги с сочувствием сказали ему, что если Барышников к окончанию училища не подрастёт на 3-4 сантиметра, солистом в ведущих театрах ему не быть. И надо же такому случиться, что за последний год он вырос именно на эти заветные 4 сантиметра. Судьба, не иначе.
Вся советская балетная «карьера» Михаила Барышникова прошла в одном, ленинградском, театре. За эти годы, с 1967 по 1974-ый, он заставил говорить о себе как об одном из величайших танцовщиков в балетной истории. Он переиграл практически весь классический репертуар, но… Проблема для Барышникова как для гения, стремящегося максимально полно реализовать свои недюжинные способности, заключалась в том, что репертуар был слишком классический. Руководство советского балета вполне резонно полагало, что если классические постановки в их эталонном виде приносят мировой успех, то и не к чему в этом отношении что-то менять. А вот для Барышникова в очередной раз повторять то же, что делали его предшественники или делал он сам, становилось всё более невыносимым. Считается, что одним из основных факторов, подтолкнувших Михаила к мысли о кардинальных переменах в своей судьбе, стал его персональный творческий вечер, который ему полагался по статусу ведущего солиста театра и который состоялся в 1973 году. Барышников сам выбирал репертуар вечера, сам пригласил солидарных с ним в творческом плане хореографов, которые отошли от традиционной практики дуэтов, а поставили ему одноактные сольные номера. Успех творческого вечера у зрителей был потрясающим, а эксперты впоследствии назвали это представление апофеозом советского периода творчества танцовщика.
Казалось бы, теперь можно было двигаться и дальше. Однако руководство ленинградского театра недвусмысленно дало понять Барышникову, что никаких творческих изменений не будет. И Михаил осознал, что в этой балетной системе он развиваться не будет. В 1974 году, во время гастролей театра в Канаде Барышников попросил политического убежища, став «невозвращенцем». Началась другая, американская жизнь Барышникова, благодаря которой его знают не только как гениального солиста классического балета, но и как ведущего танцовщика США, а также одного из реформаторов всего современного хореографического искусства. С 1974 по 1978 годы он был главной звездой Американского балетного театра, заново, по-своему открывая для заокеанского зрителя огромный мир русской и мировой балетной классики. С конца 1970-х он сотрудничал с выдающимся хореографом Джорджем Баланчиным, танцуя в его знаменитых балетах «Блудный сны» и «Аполлон». Сумев вовремя почувствовать момент, когда нужно окончить карьеру танцовщика, в конце 80-х Барышников возвратился в Американский балетный театр в качестве художественного руководителя, сумев за короткий срок превратить разрозненное собрание балетных звёзд в одну из сильнейших трупп мира. Однако и здесь Барышников не захотел укладываться в навязываемые ему рамки - в 1990 году он совместно с Марком Моррисом создал студию современного танца, танца в стиле модерн, которой и руководит.
Кроме балета, который всегда был для Барышникова делом всей жизни, он пробует свои силы и в других интересных ему сферах. Так, он снялся в нескольких кинолентах, в том числе и в популярном сериале «Секс в большом городе». Относительно недавно Михаил увлёкся фотографией, причём увлёкся настолько серьёзно, что уже организуются выставки его фоторабот (одна из них в ноябре 2008 года прошла в Москве). Состоялся Михаил Барышников и как отец: от киноактрисы Джессики Ланг у него уже взрослая дочь Александра, а от бывшей балерины Лизы Рейнхарт подрастают сразу трое детей: 20-летний Питер, 17-летняя Анна и 15-летняя София.
Александр Бабицкий