ГлавнаяПерсоналииБомондБорис Моисеев: не тот, кем казался?
Бориса Моисеева в нашей стране знают все. Большинство населения решительным образом никак не знакомо с его творчеством (за исключением, может быть, нашумевшего несколько лет назад дуэта с Николаем Трубачом и хита «Голубая луна»), но уж слышали это имя однозначно. Такая уж у уроженца белорусского Могилёва судьба – быть пионером ещё недавно неизвестной в нашей стране «сексуальной толерантности». Пионеры, они, как известно, впереди и на виду. Вот и Борис Моисеев всегда в центре светской жизни шоу-бизнеса, вне зависимости, сколько и с каким успехом он провёл концертов, когда выпустил последний клип, каким годом датирован его последний музыкальный альбом и сколько его копий было продано.
Борис Михайлович Моисеев родился 4 марта 1954 года в городе Могилёве, что в Белоруссии. Точнее, родился он в местах лишения свободы, где в то время находилась его мать, Геня Борисовна Моисеева, осуждённая по политической статье. Рос он без отца, воспитываемый матерью, в еврейском квартале Могилёва, и рос болезненным, хилым, весьма ранимым мальчиком. Борис был настолько хрупким, что мать не рискнула даже для укрепления его здоровья и закаливания отдать его в какую-нибудь спортивную секцию, боясь, что значительные физические нагрузки окончательно подорвут его силы. Отчего-то полагая, что в танцевальном кружке нагрузки значительно меньше, чем в каком-либо спорте, она отвела Борю заниматься танцами. Сил, конечно, мальчику пришлось затрачивать очень много, зато он понял, что танцы это именно то, что ему нравится. К тому же он проявил способности к этому виду искусства, поэтому после окончания школы он отправился в Минск, поступать в местное хореографическое училище. Моисеев поступил и закончил это училище, однако из-за непокорного характера, отказа подчиняться дисциплине и вольного поведения не смог найти в столице белорусской республике работу по специальности.
Такая работа для него нашлась в Харьковском театре оперы и балета, в котором он очень быстро выдвинулся на одну из ведущих ролей и даже начал участвовать в работе над спектаклями в качестве хореографа-постановщика. Однако сложный характер и вызывающее поведение Моисеева (сам он, впрочем даёт этому более благовидное объяснение и определяет своё поведение как проявление свободолюбивого характера, унаследованного от матери) не позволяют ему задержаться надолго и в Харькове, так что в 1975 году он уехал в Каунас, где нравы были посвободнее, чем на территории остального Советского Союза. Там, после трёх лет работы в музыкальном театре, в 1978 году он создал танцевальное трио «Экспрессия», состоящее из него и двух танцовщиц. Это трио быстро завоевало популярность в Литве и вскоре стало сотрудничать с «Театром песни» Аллы Пугачёвой, в совместных гастролях с которым сумело к концу 1980-х добиться серьёзного успеха (более значительного за рубежом, чем в СССР). В результате в 1987 году Моисеев принял решение о прекращении «Экспрессией» сотрудничества с Пугачёвой и о начале «самостоятельного плавания». В то же время он начинает свою вокальную карьеру, которая и привела к общенациональной известности артиста Бориса Моисеева.
При том, что Моисеев является признанным артистом, имеет немалое количество званий (например, он заслуженный артист России), он всегда был в большей степени шоуменом, чем серьёзным певцом. Во-первых, вокальные данные не позволяли ему рассчитывать на серьёзные достижения в этой области, да и имиджа «первого артиста страны с нетрадиционной сексуальной ориентацией» диктовал ему необходимость делать основную ставку на эпатаж, на шокирующие добропорядочную публику представления, в которых собственно музыке и песням уделяется лишь второстепенное внимание. Собственно говоря, нетрадиционная сексуальная ориентация и стала главным двигателем карьеры Бориса Моисеева, благодаря этому его имя постоянно было овеяно ореолом скандальности, что является лучшей рекламой и лучшим условием востребованности в кругах шоу-бизнеса и «тусовки». В первую очередь Борис Моисеев светский персонаж («светский» в современном российском понимании, не имеющем ничего общего с традиционными представлениями о «высшем свете»), а уж затем артист. Собственно, его популярность оттого в последние годы и значительно уменьшилась, что на фоне нового поколения светских персонажей и в условиях, когда слово «гей» уже не обладает в нашей стране интригующей новизной, он уже не так интересен, его жизнь не настолько «жареная», чтобы была интересна жёлтым изданиям и скандальным телепередачам.
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что в конце прошлого года стали появляться слухи о том, что Борис Моисеев собрался жениться, да к тому же – о, ужас! – на представительнице противоположного пола. Конечно, все мы с удовольствием поверим в то, что артист наконец-то разобрался в хитросплетениях своей душевной и интимной жизни и вернулся к естественным истокам. Однако циничная логика подсказывает, что вся эта кампания с объявленной женитьбой на бизнесвумен из США по имени Адель Михалюк является для Моисеева способом вернуть себе общественное внимание и интерес СМИ. Во-первых, это было бы вполне в его духе («что ж, если вас уже не шокирует, что я гей, может быть, вас шокирует, что я не гей?..»). Во-вторых, как-то странно выглядят туманные объяснения о том, что, мол, знакомы уже больше десяти лет, и все эти годы якобы любовь, а то, что раньше об этом ничего никто не слышал даже намёком, так это чудеса конспирации. В-третьих, очень неплохо вписываются в тему PR-проекта и последовавшие затем заявления о готовности усыновить детей Майкла Джексона и всё такое прочее. Так что как был Борис Моисеев прожженным светским персонажем игроком, так он им и остаётся.
Александр Бабицкий