Автомобили без водителя: следующий шаг – Терминатор?

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяМоторыНа сушеАвтомобили без водителя: следующий шаг – Терминатор?
07.07.2015 00:00

автомобили без водителя FerrariРазвитие цивилизации в техническом и технологическом плане преследует одну-единственную цель – сократить до минимума количество операций, выполняемых непосредственно человеком, и повысить до максимума уровень комфортности его жизнедеятельности. Разрабатываемые автомобили без водителя являются одним из наиболее наглядных шагов в данном направлении.

Люди уже не просто хотят иметь возможность быстро преодолевать большие расстояния, для них желательно еще и не прикладывать для этого никаких усилий. С одной стороны, это кажется действительно полезным с точки зрения увеличения безопасности дорожного движения. С другой, человечество все ближе к той черте, что описана в произведениях фантастов-антиутопистов – беспомощные люди в окружении всемогущих машин.

alt

Будущее началось сегодня

Особенностью проблемы создания автомобилей с автономным управлением является то, что на самом деле никакой проблемы, кроме пресловутой финансовой, не существует. Если разделять автомобили по степени внедрения технологий автономного управления, то получим три базовых уровня. Нулевой уровень включает в себя автомобили, в которых нет никаких беспилотных функций, водитель все действия осуществляет и контролирует самостоятельно. Пример, который у всех нас перед глазами, это отечественные автомобили, технологическая база которых формировалась еще в Советском Союзе. Первый уровень автоматизированных автомобилей это подавляющее большинство выпускаемых современными автопроизводителями машин. В них присутствуют отдельные функции, частично снимающие с водителя нагрузку по управлению автомобилем.

автомобили без управления водителя Google Driverless Car

Сегодня никого не удивишь такими «талантами» машины, как режим автоматической парковки, уведомление водителя о небезопасном расстоянии до других участников дорожного движения, электронная навигация и так далее. Это уже не будущее, это настоящее и в каком-то смысле даже уже прошлое. Второй уровень это полностью автономные автомобили, способные самостоятельно осуществлять все операции, необходимые для эффективного и безопасного вождения. Соображения безопасности являются ключевыми в разработке концепции полностью автономного автомобиля. Количество ежегодно погибающих в автокатастрофах исчисляется миллионами, получивших различные травмы и увечья – десятками миллионов.

автономные автомобили Google Driverless Car

Причинами существенного большинства этих аварий являются некорректные действия водителей, тот самый человеческий фактор. В этом плане перспектива перехода на автомобили без водителя выглядит весьма привлекательной. Сдерживающим фактором являются, как обычно, финансовые соображения: существующие сегодня образцы автономных автомобилей довольно дорогостоящие, «беспилотная начинка» стоит десятки тысяч долларов. Поэтому наиболее продвинутые эксперименты в данной области отмечены в области грузовых автомобилей и специальной автотехники. Владельцы индивидуального транспорта не готовы тратить столь существенные суммы. Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что в обозримом будущем беспилотные «гражданские» автомобили все же станут массовым явлением.

alt

Что мы имеем сегодня

Наиболее ярким информационным поводом последнего времени, спровоцировавшим оживленное обсуждение темы беспилотных автомобилей, стал проект Google Driverless Car. В нем ставка сделана на уникальную систему трехмерных видеокамер, которыми снабжен автомобиль, совмещенную со спутниковым навигатором, радаром и лидаром. Эта комбинированная система позволяет бортовому компьютеру с помощью видеокамер, радара и лидара получать картину окружающей обстановки не только впереди, но и в целом на 360 градусов. Полученные таким образом данные о форме, размере, скорости движения окружающих объектов и о расстоянии до них подаются на бортовой компьютер. Компьютер вступает во взаимодействие со спутниковым навигатором, в котором создается виртуальная схема дороги. После этого соответствующие дорожной обстановке команды (торможение или повышение скорости, поворот в ту или иную сторону и так далее) подаются навигатором бортовому компьютеру.

автомобиль Piaggio Porter

Но и помимо разрабатываемого гуглмобиля, предназначенного стать прототипом для будущих индивидуальных беспилотных автомобилей, уже существует немало примеров реализованных на практике машин с автономным управлением:

  • Активно используются беспилотные автомобили в тех отраслях, где требуется регулярное движение грузовых автомобилей по стандартному маршруту. Так, ряд горнодобывающих компаний Австралии проводят тесты беспилотных самосвалов Komatsu. За счет того, что маршрут вывоза и разгрузки железной руды является стабильным, равно как и условия погрузки-выгрузки, программирование бортового компьютера грузовиков максимально оптимизировано. К этому опыту внимательно присматриваются те горнодобывающие компании, что добывают полезные ископаемые, опасные для человеческого здоровья (радиоактивные вещества, ртуть, вредные металлы и так далее).
  • Итальянская лаборатория Vislab еще в 2010 году провела эксперимент с автомобилем Piaggio Porter – разбитые на пары машины совершили путешествие почти через весь континент из Милана в Шанхай, занявшее три месяца. В каждой паре был ведущий автомобиль, в управление которого иногда в случае необходимости, в сложных дорожных ситуациях или при недоразумениях с маршрутом, вмешивался водитель. Ведомая машина имела полностью автоматическое управление, но ориентировалась в своем «поведении» на первый автомобиль.
электромобили в аэропорту Хитроуэлектромобиль Navia
  • С 2011 года беспилотные электромобили работают в лондонском аэропорту Хитроу. Более двадцати этих автономных машин управляются центральным компьютером аэропорта и предназначены для доставки посетителей Хитроу в ту или иную точку комплекса. Каждый автомобиль может принять на борт до четырех пассажиров и способен разгоняться до скорости в40 кмв час.
  • Аналогичным образом функционирует французский беспилотный электромобиль Navia, представленный широкой общественности в 2014 году. Этот прототип предназначен для действия в замкнутых организованных пространствах, например, на территории больничных, университетских, музейных и прочих подобных масштабных комплексов. Его преимущества заключается в большей вместимости (до восьми пассажиров) и возможности менять маршрут по ходу движения. Относительным недостатком можно считать невысокую скорость (не более20 кмв час), однако в планируемых условиях эксплуатации высокая скорость и не предполагается.

Александр Бабицкий