Развитие цивилизации в техническом и технологическом плане преследует одну-единственную цель – сократить до минимума количество операций, выполняемых непосредственно человеком, и повысить до максимума уровень комфортности его жизнедеятельности. Разрабатываемые автомобили без водителя являются одним из наиболее наглядных шагов в данном направлении.
Люди уже не просто хотят иметь возможность быстро преодолевать большие расстояния, для них желательно еще и не прикладывать для этого никаких усилий. С одной стороны, это кажется действительно полезным с точки зрения увеличения безопасности дорожного движения. С другой, человечество все ближе к той черте, что описана в произведениях фантастов-антиутопистов – беспомощные люди в окружении всемогущих машин.
Будущее началось сегодня
Особенностью проблемы создания автомобилей с автономным управлением является то, что на самом деле никакой проблемы, кроме пресловутой финансовой, не существует. Если разделять автомобили по степени внедрения технологий автономного управления, то получим три базовых уровня. Нулевой уровень включает в себя автомобили, в которых нет никаких беспилотных функций, водитель все действия осуществляет и контролирует самостоятельно. Пример, который у всех нас перед глазами, это отечественные автомобили, технологическая база которых формировалась еще в Советском Союзе. Первый уровень автоматизированных автомобилей это подавляющее большинство выпускаемых современными автопроизводителями машин. В них присутствуют отдельные функции, частично снимающие с водителя нагрузку по управлению автомобилем.
Сегодня никого не удивишь такими «талантами» машины, как режим автоматической парковки, уведомление водителя о небезопасном расстоянии до других участников дорожного движения, электронная навигация и так далее. Это уже не будущее, это настоящее и в каком-то смысле даже уже прошлое. Второй уровень это полностью автономные автомобили, способные самостоятельно осуществлять все операции, необходимые для эффективного и безопасного вождения. Соображения безопасности являются ключевыми в разработке концепции полностью автономного автомобиля. Количество ежегодно погибающих в автокатастрофах исчисляется миллионами, получивших различные травмы и увечья – десятками миллионов.
Причинами существенного большинства этих аварий являются некорректные действия водителей, тот самый человеческий фактор. В этом плане перспектива перехода на автомобили без водителя выглядит весьма привлекательной. Сдерживающим фактором являются, как обычно, финансовые соображения: существующие сегодня образцы автономных автомобилей довольно дорогостоящие, «беспилотная начинка» стоит десятки тысяч долларов. Поэтому наиболее продвинутые эксперименты в данной области отмечены в области грузовых автомобилей и специальной автотехники. Владельцы индивидуального транспорта не готовы тратить столь существенные суммы. Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что в обозримом будущем беспилотные «гражданские» автомобили все же станут массовым явлением.
Что мы имеем сегодня
Наиболее ярким информационным поводом последнего времени, спровоцировавшим оживленное обсуждение темы беспилотных автомобилей, стал проект Google Driverless Car. В нем ставка сделана на уникальную систему трехмерных видеокамер, которыми снабжен автомобиль, совмещенную со спутниковым навигатором, радаром и лидаром. Эта комбинированная система позволяет бортовому компьютеру с помощью видеокамер, радара и лидара получать картину окружающей обстановки не только впереди, но и в целом на 360 градусов. Полученные таким образом данные о форме, размере, скорости движения окружающих объектов и о расстоянии до них подаются на бортовой компьютер. Компьютер вступает во взаимодействие со спутниковым навигатором, в котором создается виртуальная схема дороги. После этого соответствующие дорожной обстановке команды (торможение или повышение скорости, поворот в ту или иную сторону и так далее) подаются навигатором бортовому компьютеру.
Но и помимо разрабатываемого гуглмобиля, предназначенного стать прототипом для будущих индивидуальных беспилотных автомобилей, уже существует немало примеров реализованных на практике машин с автономным управлением:
Александр Бабицкий