Попытавшись навскидку назвать английские автомобили, среднестатистический россиянин сможет составить список, состоящий всего лишь из трех брендов: Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Действительно, эти автопроизводители сделали себе хорошее имя: Bentley и Rolls-Royce, например, выпускают модели представительского класса для людей, привыкших к роскоши во всем. А чем известен Aston Martin? Безусловно, тем, что компания Aston Martin Lagonda выпускает одни из лучших спорткаров - а также тем, что это официальный автобренд Джеймса Бонда.
Гоночная история
История Aston Martin Lagonda как компании по производству спорткаров начинается в 1914 году, когда в британской столице двумя автоконструкторами - Лайонелом Мартином и Робертом Бамфордом - был создан первый автомобиль будущего огромного концерна. Будучи заядлым автогонщиком, Мартин знал, что нужно настоящему спортивному автомобилю, четко представлял, каким он должен быть. Первый автомобиль концерна вышел довольно успешным, однако неопытность конструкторов явилась причиной определенных просчетов и неточностей.
Выпуск дебютной модели Aston Martin продолжался до начала Первой мировой войны, в военные годы все авто были распроданы на нужды фронта. В 1919 году свет увидел второй автомобиль компании, выпускавшийся уже в обновленных мастерских, организованных в бывших лондонских конюшнях «Хенникер». На этих мощностях автомобили Aston Martin выпускались до 1924 года, до тех пор, пока компания не была куплена Ренуиком, автоинженером и конструктором.
Просуществовав в подвешенном состоянии и пережив множество перебоев с финансированием до Второй мировой, компания Aston Martin была приобретена концерном Дэвид Браун Лимитед, вернувшей сегодняшнего британского гранда к жизни. Постоянная работа над начинкой выпускаемых авто, участие в гонках и авторские конструкторские технологии позволили создать автомобили, один из которых одержал победу на известнейших гонках на выносливость «24 часа Ле Мана». Показателен тот факт, что историческую победу концерну принес ее владелец, Дэвид Браун, имя которого и дало название многим моделям с индексом DB.
Пятидесятые - шестидесятые годы для компании характеризовались трудностями в финансовом плане, имели место множественные перебои со снабжением и обеспечением. Компания выживала, пыталась остаться на плаву - говорить о развитии бренда в те годы было достаточно трудно.
Чудесное спасение
После серии продаж и своеобразного хождения по рукам, в 1975 году Aston Martin Lagonda был куплен американскими бизнесменами Джорджем Минденом и Питом Спрагъю. Оснастив старые производственные мощности новым оборудованием, компания приступила к выпуску теперь уже наиболее известных автомобилей бренда: Vantage, Bulldog и Volante. Положение концерна мало-помалу начало выправляться, однако говорить о полноценном возвращении на рынок в качестве гранда было рано.
Новая эра в истории компании началась в 1987 году, когда управляющий пакет акций Aston Martin Lagonda был приобретен корпорацией Ford. Полноценным владельцем компании американская корпорация стала в 1993 году, сразу же передав Aston Martin Lagonda в состав Premier Automotive Group.
Нарастив производственные мощности за счет новых активов, Aston Martin Lagonda приступил к массовому производству собственных автомобилей. В среднем, в год выпускалось до шестисот авто с шильдиком «Астон Мартин», неплохой показатель для концерна в целом. В 2003 году Aston Martin Lagonda представил обновленный модельный ряд с флагманской моделью Vantage, в том же году был запущен новый завод в английском Гейдоне.
Через два года компания анонсировала возвращение в автоспорт. Создав специализированную гоночную модель DBR9, выставилась на множество соревнований и гонок в классе Gran Turismo. Самыми важными победами бренда принято считать выигранные в 2007 и 2008 годах гонки «24 часа Ле Мана».
Значение компании Aston Martin Lagonda для автоиндустрии в целом трудно переоценить. Пусть Aston Martin и не такой распространенный и всеми любимый бренд, как, например Mercedes или BMW, однако, в своем классе автомобили этой марки всегда были одними из лучших - значит, многолетний труд конструкторов не прошел зря.
Максим Кузнецов