Как и большинство компаний на заре автомобилестроения, французский Delaunay-Belleville вырос совсем из другой отрасли. В пригороде Парижа Сен-Дени существовала довольно известная фабрика Жюльена Бельвиля, поставлявшая паровые котлы для промышленности, морских судов и железнодорожных локомотивов. Однако уже в 1903 году, после смерти фабриканта, его первый помощник, а по совместительству и зять увидел совсем другие перспективы и организовал автомобилестроительное предприятие Delaunay-Belleville.
Надежду на успех внушал опытный главный инженер Морис Барбару, он успел поработать на таких фирмах как Clement-Bayard и Lorraine-Dietrich, а также набраться опыта у Карла Бенца. Это, несомненно, помогло создать первый экземпляр в короткие сроки и уже в 1904 году на выставке в Париже представить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Рассчитывая на богатых покупателей, кампания Delaunay-Belleville выпускала только механическую часть, доверив все работы по кузову и салону специализированным ателье. Тем не менее, у этих французских машин были свои фирменные черты, а круглые формы капота и радиатора напоминали о «котельном» происхождении компании. Технологичные и надежные автомобили довольно быстро получили известность.
Передовые технологии завоевывают славу Delaunay-Belleville
Если первые модели завода 16CV, 24CV и 40CV имели исключительно четырехцилиндровые двигатели, то с 1908 года автомобили Delaunay-Belleville получили более мощные шестицилиндровые агрегаты. При этом французские машины стали на порядок технологичнее конкурентов. Длинный семиопорный коленчатый вал был прочным и жестким, что исключало его деформацию. Благодаря этому мотор имел отличную развесовку и не вибрировал. Двигатель отливали тремя блоками, он был длинный, и его пришлось вынести за переднюю ось, а топливный бак расположили над карбюратором, чтобы бензин поступал самотеком. Мотор агрегатировали четырехступенчатой коробкой передач с многодисковым сцеплением, что позволяло разогнать двухтонный автомобиль до 110 км/час.
Для увеличения надежности конструкции инженеры отказались от наружного крепления трубопроводов. В системе смазки стал применяться поршневой насос, а не устаревшая капельная система. Более того, в автомобилях с индексом 45 CV в водяной системе охлаждения имелся центробежный насос без ременной передачи, который приводился в движение более надежными коническими шестернями. С 1913 года несъемные колеса с деревянными спицами были заменены более технологичными съемными с проволочными спицами.
На заднеприводное шасси монтировали два типа кузова - открытый фаэтон и закрытый лимузин, а в «колониальном» исполнении автомобили имели дополнительно усиленную раму и увеличенный дорожный просвет. Поистине Delaunay-Belleville 45 был самым распространенным автомобилем этой французской марки, ведь с 1908 по 1916 год компания продала 3800 автомобилей. На одном из таких лимузинов в свое время передвигался по Петрограду В.И.Ленин и, несмотря на обстрел, этот автомобиль еще долго служил ему верой и правдой. Да и в принципе в гараже ВЦИК имелось немало автомобилей Delaunay-Belleville различных модификаций - 45, 28 и 25 - включая семиместный фаэтон, ведь эти машины отличались исключительной долговечностью и надежностью. Но не эта модель оставила свой след в истории.
Императорская роскошь и мощь
Настоящим бриллиантом компании была модель SMT. Истинный почитатель автомобилей, последний русский самодержец Николай II, не мог не обратить внимания на автомобили Delaunay-Belleville. И компания не осталась в долгу, изготовив поистине императорские варианты лимузинов под маркировкой SMT (Sa Majeste le Tsar - Его Величество Царь). Эту четырехтонную машину приводил в движение шестицилиндровый двенадцатилитровый агрегат мощностью 70 лошадиных сил. Роскошный лимузин имел непревзойденный на тот момент уровень оснащения: пневматическую систему подкачки шин в движении, систему запуска двигателя на сжатом воздухе, пневматический домкрат, прожектор и сирену. Такие автомобили прописались не только в российском императорском гараже, среди их владельцев числились король Греции Георг I и король Испании Альфонсо ХII.
Разрушительное влияние войн и революций
Однако войны и революции не пощадили Delaunay-Belleville. После Первой мировой эти машины перестали пользоваться спросом, а в 1922 году завод выпускал лишь единственную четырехцилиндровую модель 12CV. Возврату былой популярности могло бы посодействовать сотрудничество с американской фирмой Continental, выпускавшей малошумные и экономичные восьмицилиндровые двигатели. Но грянула Вторая мировая, а в послевоенное время ставка на модель 2300, которая имела современный внешний вид и электрическую трансмиссию, не спасла положение дел. В 1950 году заводы были выкуплены конструктором минимобилей Робером де Ровэном, и марка прекратила свое существование.
Александр Ковязин