Аукционы - это форма торгов, едва ли не идеально подходящая для современной структуры мировой экономики. Рыночная экономика в основе своей имеет принцип свободной конкуренции как между производителями, так между покупателями и продавцами. Именно конкуренция движет экономику вперед, а аукцион, то есть публичная продажа тех или иных ценностей по заранее установленным правилам в духе состязательности, является ярким выражением конкурентного принципа.
Автоаукционы США - автомобильный Клондайк
С учетом того, что выставляться на аукцион может практически что угодно, тот или иной регион мира обладает собственной аукционной спецификой - формируются особые категории товаров, преимущественно продающихся именно здесь, складываются свои нюансы в правилах и особенностях проведения аукционов. Так что вполне естественно, что в США, где автомобиль уже на протяжении почти столетия является особой частью жизнедеятельности, особое развитие получили автомобильные аукционы (объем торгов - 10 миллионов автомобилей в год). Причем автомобильных аукционов в Штатах множество, и в каждом более или менее приличном по размерам и численности населения городе имеется свой подобный аукцион. А уж с распространением интернета число торговых площадок, на которых торги зачастую осуществляются виртуально, это рынок еще более расширился. Впрочем, если называть ведущие действующие на американской территории автомобильные аукционы, необходимо упомянуть следующие:
прежде всего, это, конечно же, Manheim, известность которого распространяется на весь земной шар. Это лидер среди мировых аукционов по продаже автомобилей - имеющий шстидесятипятилетнюю историю более сотни торговых площадок по всем США, он пропускает через себя более 10 тысяч (!) единиц автомобильной и мотоциклетной техники. К тому же если автомобиль куплен здесь, можно быть уверенным - он находится в отличном техническом состоянии и с ним не будет никаких юридических проблем;
аукцион Copart специализируется на аварийной автомобильной и иной (мотоциклы, снегоходы, моторные лодки) технике, то есть на той, владельцы которой попали в аварию и теперь хотят избавиться от в той или иной степени «раненых стальных коней»;
аукцион Insurance Auto Auctions (IAAI) по принципу комплектования своей торговой базы во многом схож с аукционом Copart, однако в отличи от предыдущего здесь на торги попавшие в аварию автомобили выставляют не владельцы, а страховые компании. На Copart продаются восстановленные автомобили, тогда как на IAAI выставляются поврежденные авто сразу после аварии. Поэтому здесь основной контингент покупателей - это те, кто ищет запасные части - либо для собственных нужд, либо для перепродажи.
Правила те же, но есть особенности
Суть американских автомобильных аукционов состоит в том, что они в большинстве своем являются дилерскими. Это означает, что покупателями автомобилей являются не частные лица, а профессиональные бизнесмены, представляющие более или менее крупный по финансовым вложениям бизнес. Это не означает, что на аукционы не допускаются, условно говоря, люди с улицы - в принципе, любой человек, располагающий деньгами и желанием приобрести автомобиль, может придти на аукцион. Другое дело, что это не столь распространенное явление. В США существует принцип доверия к профессионалам. И потенциальный частный покупатель предпочтет не тратить собственное время на посещение автоаукциона и покупки машины, качества которой он не в состоянии оценить. Нет, он предпочтет переплатить определенную сумму и приобрести автомобиль затем у проверенного дилера, который даст все гарантии по техническому обслуживанию авто и его качеству. Примерно аналогичным образом формируется и база продавцов таких аукционов: в половине случаев это прокатные и лизинговые компании, которые должны периодически обновлять свой автопарк и избавляться от старых моделей, в остальной половине случаев продавцами становятся непосредственно производители или правительственные и общественные организации, меняющие свои авто.
Основные же правила проведения торгов на подобных площадках ничем не отличаются от фундаментальных правил проведения любого другого аукциона: лоты представляются вниманию покупателя заранее со всеми техническими характеристиками и данными (сейчас это выглядит как предварительное размещение данных обо всех выставленных на торги автомобилях на сайтах аукционов), затем в ходе прямых конкурентных торгов формируется цена автомобиля, достающегося тому, кто предложит самую высокую цену. Необходимо добавить, что при продаже подержанных автомобилей основными ценообразующими факторами являются три показателя: величина пробега автомобиля, фактическое состояние автомобиля (в основном кузова и салона) и наличие дополнительных опций (например, литые колесные диски или кожаная отделка салона).
Александр Бабицкий