Studebaker: прошедший сквозь века

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяМоторыНа сушеStudebaker: прошедший сквозь века
18.09.2011 04:00

StudebakerНаверное, нет другой автомобильной компании со столь славной и долгой историей. Родоначальники семейства Студебеккеров обосновались в Америке еще в 1736 году и на протяжении полутора сотен лет занимались кузнечным делом и производством грузовых фургонов под конную тягу - годом основания компании Studebaker принято считать 1852, когда потомки переселенцев из Германии решили зарегистрировать свой товарный знак. И уже в 1861 году Studebaker Brothers Manufacturing Company стала самым крупным в мире производителем фургонов и повозок.

Автомобильная компания Studebaker

StudebakerОднако новое столетие открыло перспективы безлошадных повозок и братья Студебеккеры, опираясь на талант Томаса Эдисона, в 1902 году создали свой первый электромобиль. А уже в 1904 году компания изготовила автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Со временем двухцилиндровый четырехсильный мотор заменили четырехцилиндровым мощностью 16 лошадиных сил - так в 1905 году появился автомобиль класса Gran Turismo. Динамика автомобильного производства была столь впечатляющей, что в 1910 году путем слияния EFM и Studebaker Brothers появилась Studebaker Corporation, главной задачей которой стал выпуск автомобилей.

С этим она успешно справилась, выпустив в 1912 году модель АА. Американский потребитель требовал все более мощных и роскошных автомобилей, поэтому президент фирмы Альберт Эрскайн заменил четырехцилиндровые моторы шестицилиндровыми агрегатами рабочим объемом 3146, 4736 и 5810 кубических сантиметров. Это были знаменитые «шестерки» - Light Six, Special Six и Big Six.

К концу двадцатых годов появилась целая линейка представительских лимузинов President, Dictator и Commander, получивших со временем более мощные восьмицилиндровые агрегаты. При этом Commander первым в мире получил кондиционер, обогрев лобового стекла и дополнительную передачу overdrive. Тогда же в честь президента компании назвали маленький, но мощный автомобиль Erskine, оснащенный шестицилиндровым сорокапятисильным мотором.

Это было время расцвета компании Studebaker. На ее трех заводах в Индиане, Детройте и Канаде трудилось 23 тысячи человек, выпуская более 180 тысяч машин в год. Компания купила производителя дорогих машин Pierce-Arrow и начала производство роскошных больших автомобилей.

Трагедия и возрождение компании Studebaker

К сожалению, грянувшая Великая Депрессия стала настоящей трагедией в судьбе компании. Не сумев сориентироваться, фирма продолжала выпускать дорогие машины и накопила настолько огромные долги, что знаменитый президент Альберт Эрскайн покончил жизнь самоубийством. И только к середине тридцатых годов титаническими усилиями Пола Хофмана и Гарольда Вэнса удалось спасти компанию от краха. Правда, основные производственные мощности пришлось продать за долги. В конце тридцатых годов Studebaker выпускал легковой Champion, оснащенный шестицилиндровым мотором, объемом 2687 кубических сантиметров, пикап Coupe-Express и целую линейку грузовых автомобилей. Во время Второй Мировой войны, когда вся экономика США работала на войну, несмотря на то, что компания производила бронетранспортеры и авиационные двигатели, именно грузовики Studebaker принесли корпорации славу и прибыль. Модель Studebaker US-6, поставлявшаяся по ленд-лизу, стала основным грузовиком в Советском Союзе во время войны, а в послевоенное время на его базе стали производить ГАЗ-33.

Жесткая конкурентная борьба

StudebakerПослевоенный период для компании начался удачно. Используя ресурсы, накопленные на военных заказах, компания выпустила несколько моделей легковых автомобилей, среди которых были полностью обновленные Commander и Champion, ведь наступила эра аэродизайна, когда кузова автомобилей стали напоминать фюзеляжи самолетов. Однако война с «большой тройкой» (General Motors, Ford Motor Company и Chrysler Corporation) оказалась войной на истощение и даже объединение в 1949 году с другими небольшими, но известными производителями Packard, Hudson и Nash не спасло ситуацию.

С 1954 по 1958 объединенная компания Studebaker-Packard постоянно терпела убытки. Однако в 1957 году была представлена модель практичного небольшого автомобиля Scotsman, которая пользовалась большим спросом. Развивая этот успех, компания выпустила компактные модели Lark и Silver Hawk, Gran Turismo Hawk, что позволило в конце пятидесятых годов выровнять финансовое положение фирмы.

Конец автомобильной истории Studebaker

В 1963 году компания представила потребителям одну из своих самых одиозных машин - динамичный и стремительный Avanti. Он стал самым быстрым автомобилем Америки, ведь благодаря стеклопластиковому кузову и мощному мотору он разгонялся до 250 км/ч. Однако цена в пять тысяч долларов была довольно большой для американского потребителя, а потому эта модель не смогла принести компании прибыль. В этот же год компания закрыла все свои производства на территории США, а на канадском заводе оставила только модели Lark. Но и эта мера оказалась временной, а потому в 1966 году производство автомобилей Studebaker было прекращено.

Однако с закрытием заводов Studebaker Automotive не прекратила существование сама компания Studebaker, ведь у нее оставалось множество различных подразделений, не связанных с автопроизводством. Да и марка Avanti надолго пережила закрытие компании, выкупленная небольшой компанией, она выпускалась мелкими сериями вплоть до 1991 года.

В любом случае компания Studebaker запомнилась всем как единственная в мире компания, проделавшая за 200 лет путь от кузнечной мастерской до огромной корпорации, выпускавшей высокотехнологичные автомобили, которые были эталоном дизайнерской и инженерной мысли.

Александр Ковязин