ГлавнаяГастрономияСигарыСигареты «Ява»: ода ностальгии
Сигареты «Ява» - легендарный брэнд советской эпохи. Первая марка стандарта King Size, выпущенная с фильтром. Своеобразный атрибут принадлежности к столичной жизни. Показатель определенного, вполне приемлемого качества. Загадочное название, стимулирующее зарыться в географические карты и найти в Индийском океане центральный остров Индонезии.
Московская табачная фабрика «Ява» в 1966 году начала выпуск одноименных сигарет. Продукция быстро нашла своего покупателя, завоевала сердца и легкие миллионов курильщиков по всему СССР. В сложный период начала 90-х годов прошлого века руководство предприятия пошло на слияние с крупной табачной корпорацией British American Tobacco. В 1994 году контрольный пакет акций АООТ «Ява-Табак» стал принадлежать компании «БАТ Россия». Объединение самым лучшим образом сказалось на продукции фабрики, на расширении портфеля марок. На сегодняшний день сигареты Ява являются лидером в двух сегментах национального рынка: низкоценовом с долей 5% (Ява в твердой и мягкой упаковках) и «качество по разумной цене» с долей рынка 3,66% (Ява Золотая). По итогам 2007 года марка Ява стала первой среди сигаретных аналогов-конкурентов и 11-ой среди всех российских брэндов, согласно рейтингу журнала Forbes.
Выход на принципиально иной уровень начался для марки в 1997 году. Именно тогда было решено выпускать новое семейство Ява Золотая, заявленное как российский ответ качественным импортным аналогам. Неизвестно, как бы сложилась судьба этой линейки, если бы не известный кризис 1998 года. Российские курильщики среднего достатка лишились тогда возможности тратить деньги на дорогие сигареты. Зато распробовали новинку от Явы, оказавшуюся весьма удачным решением. Привлекательность Явы Золотой лежала на поверхности: доступная цена, приемлемое качество, яркий дизайн, разработанный итальянскими мастерами. В дальнейшем эта серия становилась многократным победителем в специализированных конкурсах, например, таких, как «Брэнд года», завоевывала премию «Товар года».
В 2003 году была полностью модернизирована линия по производству Явы Золотой. Поставили новое оборудование, при изготовлении версий с легким вкусом стали использовать активный угольный фильтр с лазерной перфорацией. Постоянно работают маркетологи и над дизайном пачки. Последние модные тенденции от Явы Золотой - ассоциативная идентификация потребителей продукции, как жителей больших городов.
Но главная находка создателей Явы Золотой - это табак. Известно, что выращивать эту культуру можно и на территории России. Но качество такого продукта весьма условное, поэтому идея использования отечественного табака была отвергнута сразу. Взор табачников из «БАТ» был обращен в сторону стран с более подходящим климатом. Ими стали Бразилия, Турция, Греция, Зимбабве, Танзания, Индонезия с тем самым островом Ява. С сортами табака определились сразу. Было решено использовать Вирджинию, Берлей и Ориентальский табак.
Каждый из трех сортов обладает набором любопытных характеристик. Вирджиния отвечает за сладковатый привкус, содержание сахара в этом табаке достигает 15 %. Берлей добавляет сигаретам крепости. После специальной обработки сахара в нем не остается вовсе, зато содержание никотина доходит до 4,5%. Ориентальский табак призван добавить Яве Золотой аромата. Для получения индивидуального вкуса все три сорта необходимо смешивать. Американская мешка (American blend), успешно применяемая во многих марках по всему миру, предполагает следующие пропорции: 45% Вирджинии, 40% Берлей, 15% Ориентальского табака.
В январе 2008 года в портфеле Явы добавилась еще одна линейка - Yava Export. Как видно из названия, руководители «БАТ Россия» решили выйти на международный рынок. Впрочем, российским потребителям ничто не помешает распробовать новинку. Именно национальный рынок стал тестовым с зимы текущего года. К продаже представлены три версии линейки: Antracite (черная пачка; 10 мг смолы; 0,8 мг никотина), Graphite (серая пачка; 7 мг смолы; 0,7 мг никотина), Crystallite (серебряная пачка; 4 мг смолы; 0,4 мг никотина).
Yava Export ориентирована на потребителей в среднеценовом сегменте, который сейчас считается наиболее перспективным и динамично развивающимся. Кроме того, здесь нет сильной конкуренции, поскольку большинство производителей, работающих на российском рынке, предпочитают насыщать нижний ценовой сегмент и «качество по разумной цене». Кроме того, Yava Export призвана удовлетворить возникший мировой интерес к популярным российским маркам.
Алексей Чернов