ГлавнаяГастрономияНапиткиКоньяк «Арарат»: вкус из прошлого
Для любого человека, чьей родиной является Советский Союз, хорошо понятно то трепетное отношение, которое у многих сохраняется к армянскому коньяку. И не имеет для них большого значения, что в действительности это не коньяк, а родственный ему бренди, произведенный в имеющей богатейшие винодельческие традиции Армении. Армянский коньяк по-прежнему воспринимается как синоним качественного и престижного спиртного напитка, а арбун (так корректнее называть армянский аналог бренди) «Арарат» по-прежнему является символом всех армянских коньяков.
Сотни лет хватило, чтобы войти в историю
Армения - это край с богатой винодельческой историей, на склонах местных гор и в предгорьях знаменитой горы Арарат выращивали виноград, затем используемый для производства вина, еще во II тысячелетии до нашей эры, если верить исследователям. Но при всем при этом история непосредственно армянских коньяков вообще и коньяка «Арарат» как первого и наиболее известного из них насчитывает немногим более сотни лет. В 1887 году купцы первой гильдии, братья Василий и Нерсес Таирян решили следовать последней европейской моде в области винокурения. А тогдашней последней модой, охватившей высшие и средние слои общества всей Европы, был французский коньяк, удивительный вкус которого достигался особыми условиями производства и выдержки. Братья Таирян решили использовать технологии производства коньяка на армянском сырье и основали первый коньячный завод, продукция которого быстро стала настолько популярной, что через несколько лет в Армении было уже несколько коньячных заводов.
Вскоре производство армянского коньяка перешло в руки предприимчивых российских промышленников Шустовых, которые обладали достаточными финансовыми ресурсами, чтобы поставить производство армянского коньяка на промышленные рельсы. В 1899 году они приобрели производство у Нерсеса Таиряна и к 1914 году превратили его в наиболее крупное и известное. Шустовы не только обеспечили этим бренди российский рынок, но и, благодаря богатым природным условиям армянских долин и гор, заняли прочные международные позиции.
Революция 1917 года и гражданская война поставили под вопрос дальнейшее производство армянского коньяка «Арарат», но производство было национализировано, переформировано в одноименный винно-водочный трест и продолжило свое развитие. Армянский коньяк не только стал предметом роскоши в Советском Союзе, но и превратился в один из наиболее востребованных видов советского экспорта. В 1953 году производство перевели в новые, более масштабные помещения, в которых оно и существует до сих пор. После распада СССР на несколько лет «Арарат» пришел в упадок, отчасти по причине сложной экономической ситуации в Армении, отчасти по причине огромного количества контрафактной продукции на постсоветском пространстве. Однако в настоящее время Ереванский коньячный завод, единственный легитимный производитель напитка под названием «Арарат», продолжает традиции.
Все дело в звездочках
Армянский коньяк «Арарат» стал знаменитым не случайно. В его долголетней и заслуженной славе три основные составляющие:
Еще с советских времен в русскоязычный фольклор прочно вошло обозначение качества коньяка по количеству «звездочек». Это связано как раз с коньяком «Арарат», количество лет выдержки разных сортов которого обозначали именно звездочками на этикетке - коньяк трехлетней выдержки «нес» на себе три звездочки, четырехлетней - четыре звездочки, пятилетней выдержки имел пять звездочек.
Традиционные виды коньяка «Арарат» производятся и сейчас. Однако при этом полезно знать о том, что коньяками пятилетней выдержки линейка коньяков «Арарат» не ограничивается. Ведь есть и более престижные коньяки, производимые под маркой «Арарат»: «Ани» (название древней армянской столицы) выдерживается 6 лет, «Отборный» имеет семилетнюю выдержку, «Ахтамар» - десятилетнего возраста, «Праздничный» выдерживается в течение 15 лет, ну и на самой вершине находится коньяк двадцатилетней выдержки Арарат «Наири». Кстати говоря, первоначально именно для самого роскошного коньяка, «Наири», разрабатывался новый дизайн бутылки армянского коньяка «Арарат», выпускаемой с октября 2010 года. Дело в том, что новый владелец Ереванского коньячного завода, всемирно известный французский винодельческий бренд Pernod Ricard на протяжении последних лет стремился модернизировать марку. Это привело к появлению новой бутылки с утяжеленным дном и символом в виде птицы феникс.
Александр Бабицкий