ГлавнаяФинансыТеория финансовЧто такое «голубые фишки»
За последний год экономические рубрики стали, пожалуй, основными составляющими новостных программ на всех отечественных и зарубежных каналах. И, если не считать сообщения об изменениях цены на нефть и колебаниях валютных курсов, самыми злободневными остаются новости биржевого рынка. Чаще всего в этой связи упоминаются таинственные «голубые фишки». Значение этого термина большинством населения воспринимается смутно, хотя в действительности ничего таинственного в нём нет. Название «голубые фишки» имеют прямое отношение к казино, рулетке и вообще к игорному бизнесу - ведь в какой-то степени игра на бирже сродни азартным играм в Лас-Вегасе.
В казино фишки голубого цвета имеют самую высокую ценность и используются в игре в основном лишь самыми крупными клиентами. Согласно простой аналогии получается, что биржевые «голубые фишки» есть ни что иное, как ценные бумаги самых крупных, надёжных, платёжеспособных компаний, обладающих высокой степенью ликвидности (то есть возможностью продать акции в любой момент и с наибольшей выгодой) и стабильными показателями доходов и дивидендов. Практически все компании, чьи акции входят в число «голубых фишек» являются если не монополистами, то одними из крупнейших игроков в той или иной отрасли. В мировом масштабе к числу таких компаний можно отнести автомобильные гиганты Ford, Toyota и других, «почти монополистов» в сфере программного обеспечения и сетевых поисковых систем Microsoft и Google соответственно, IBM в производстве компьютерного «железа» и тому подобных. Что касается российского рынка, то отечественными голубыми фишками являются, в первую очередь, предприятия нефтегазового и металлургического секторов - Газпром, ЛУКОЙЛ, Норильский никель и так далее.
«Голубые фишки» обладают рядом особенностей. С одной стороны, это наиболее надёжное вложение капитала. Несмотря на то, что нет и не может быть чётких и формальных критериев «голубых фишек», обычно в эту категорию попадают акции тех компаний, которые обладают высоким показателем капитализации. Не вдаваясь в сложные подробности экономической теории, можно сказать, что капитализация той или иной фирмы определяется путём простой арифметической операции - умножения выпущенных на фондовый рынок акций компании на стоимость одной акции, сформировавшейся в ходе свободных торгов. В связи с тем, что компании - эмитенты «голубых фишек» в подавляющем большинстве случаев представляют из себя предприятия-гиганты, локомотивы различных отраслей или даже целых экономических систем, связанные со множеством партнёров, акционеров и клиентов, эти фирмы вынуждены систематически предоставлять общественности подробные отчёты о своей деятельности. В таких условиях, когда важнейшие показатели работы компании обновляются через относительно короткие промежутки времени, существенно снижается риск «проморгать» признаки кризисных явлений, связанных или с изменением рыночной конъюнктуры, или с различными факторами внутри фирмы. Именно благодаря этой комбинации стабильности доходов и относительной предсказуемости финансовой политики «голубые фишки» и являются наиболее предпочтительным вариантом вложения капитала с целью его сохранения как в благополучные, так и в кризисные времена.
Конечно, у каждой медали есть и оборотная сторона. В случае с «голубыми фишками» такой оборотной стороной является уровень доходности. Да, крупные компании надёжны и стабильны, для них характерна устойчивая тенденция к росту общих доходов, наращиванию производства и расширению рынков сбыта. Однако в силу своих глобальных масштабов, огромных расходов на модернизацию к современным требованиям рынка и большого количества акционеров «голубые фишки» не могут похвастаться высокими темпами ростов прибыли. В данном случае наблюдается акцент в сторону стабильности, этакой «синицы в руках». Например, исследования американского рынка показывают, что за последние 80 лет средняя доходность от вложений в «голубые фишки» составила 11 % годовых – показатель, сопоставимый с процентами по банковским вкладам. В то же время компании так называемого «второго эшелона», финансовые вложения в которые могут оказаться рискованными из-за высокой конкуренции или плохой прогнозируемостью новых отраслей, демонстрируют значительно более высокую доходность. Это своеобразный «журавль в небе». Про компании «третьего эшелона» и говорить нечего – там доходы акционеров могут быть просто баснословными в сравнении с «голубыми фишками»; правда, о таких понятиях, как «ликвидность» и «надёжность» придётся забыть.
Как бы то ни было, в условиях финансового кризиса все без исключения эксперты рекомендуют в качестве способа сохранения своих капиталов вкладывать деньги именно в «голубые фишки». Да, долгосрочные тенденции указывают на то, что со временем удельный вес в мировой экономике монополий и «почти монополий» сократится, будут приобретать всё большее значение средние компании. Однако в нынешней нестабильной ситуации многие молодые фирмы, рассчитывающие на инновационные технологии, попросту разоряются. Остаются на плаву те, у кого значительные финансовые ресурсы и кто имеет уже сформированную, пусть и отчасти сократившуюся, потребительскую базу. Так что, если у вас есть возможность приобрести сотню-другую акций Газпрома, не раздумывайте слишком долго.
Александр Бабицкий