ГлавнаяФинансыТеория финансовФинансовая политика предприятия: жизнь с деньгами
Финансовой политикой предприятия называют совокупность мероприятий, относящихся к организации финансовых отношений. Цель финансовой политики – осуществление функций и задач, отражаемых в стратегии и тактике развития предприятия. Для эффективного достижения цели финансовая политика учитывает не только внутренние, но и внешние условия функционирования предприятия.
Различают финансовую политику доходов и расходов. Если финансовая политика доходов имеет основное направление в получении максимальных финансовых поступлений, то политика расходов направлена на оптимизацию использования финансовых ресурсов.
В условиях рыночного общества не существует финансовой политики, единой для всех предприятий. Каждый субъект хозяйствования может иметь собственные цели и задачи, которые и являются основанием для принятия той или иной финансовой политики, решения вопросов формирования и использования прибыли и доходов предприятия, выплаты дивидендов, а также в регулировании (минимизации, оптимизации) производственных издержек и увеличении объемов продаж. Огромное влияние на формирование финансовой политики оказывают процессы инфляции, существующая система государственного налогообложения и таможенных пошлин, а также различные финансово-экономические кризисы (наподобие того, который сейчас переживает весь мир).
В настоящее время лишь немногие предприятия проводят активную финансовую политику, большинство же предпочитает обходиться реактивной, то есть, управленческие решения принимаются в качестве реакции на текущие проблемы. Подобный вариант никак нельзя назвать эффективным, так как в нем отсутствует долгосрочная перспектива – каждое решение является своеобразным «ответом большевиков Керзону», и способствует лишь решению сиюминутных вопросов. Построить на этом зыбком основании какой-либо долговременный план развития попросту невозможно.
Мало того, что при такой форме управления интересы предприятия вступают в противоречие с фискальными интересами государства, но предприятие не в состоянии оперативно реагировать на инфляционные процессы, и рентабельность производства перестает соответствовать цене денег и рентабельности финансовых рынков. Подобных противоречий множество, и реактивная финансовая политика приводит лишь к слабой доходности, а то и к убыточности предприятий. Малейшее потрясение рынка, уж не говоря о глобальном кризисе, и предприятие просто не в состоянии не то что приносить прибыль, но даже удержаться на плаву.
Управление финансами предприятия должно осуществляться не в качестве «быстрого реагирования» и «скорой помощи», но на основании грамотного анализа финансово-экономического состояния. При этом следует учитывать не только стратегические цели деятельности предприятия, но и адекватность рыночным условиям.
К основным стратегическим задачам финансовой политики относятся:
При разработке финансовой политики предприятия акцент делается на следующих направлениях:
Финансовая политика предприятия ни в коем случае не должна быть догматична, а тем более – опираться на непроверенные факты и данные. Строгое обоснование, рациональность и гибкость, адекватность экономической стратегии, а главное – финансовому и рыночному положению предприятия – только в этом случае финансовая политика будет способствовать реализации задач, которые необходимо решать предприятию, способствовать его развитию. В противном же случае финансовая политика окажется лишь красиво написанной бумагой, практическое приложение которой к реалиям предприятия может закончиться катастрофически.
При разработке финансовой политики очень важно совмещение интересов развития предприятия и наличия достаточного количества денежных средств, чтобы обеспечить это развитие, а также сохранение высокой платежеспособности предприятия. Это – очень тонкая грань, переступить через которую легко, и, увлекшись развитием, можно ввергнуть предприятие в невосполнимые убытки. Например, открытие новой производственной линии – в соответствии со стратегией развития – может оказаться фатальным: может не хватить денежных средств для закупки сырья, оплаты работников, оплаты аренды помещения и так далее. Примеров неадекватной финансовой политики множество. Так, руководители частных предприятий скорее закупят оборудование и арендуют помещения для новой производственной линии, чем организуют работу в две смены на уже имеющемся оборудовании. А, между прочим, второй вариант гораздо предпочтительнее для многих с точки зрения экономии на приобретении оборудования. И такой подход мог бы позволить предприятию развиваться без особо глобальных затрат. Однако, при отсутствии грамотной финансовой политики речь идет лишь о спонтанных решениях, продиктованных скорее сиюминутным наличием денег и спроса на продукцию предприятия, а вовсе не о продуманных решениях в области управления финансами.
Так что при определении финансовой политики задача – примерно как у эквилибриста на проволоке. Пройти и не упасть. И каждое движение должно быть строго выверено.
София ВАРГАН