ГлавнаяФинансыТеория финансовКоммерческое кредитование
Деньги в долг давали всегда, с того самого момента, как деньги (или их первоначальные заменители) появились. Однако именно с развитием капиталистических экономических отношений кредитование приобрело по-настоящему ключевое значение. Представить современную мировую экономику без кредитования в целом и коммерческого кредитования в частности просто невозможно.
Общее понятие «кредит» включает в себя общественно-экономические отношения, возникающие между кредитором и заёмщиком в результате передачи от первого второму денежной суммы на принципах возвратности, срочности и платности. Следовательно, кредитование играет важнейшую роль в перераспределении финансовых средств внутри экономической системы. В свою очередь, коммерческий кредит в наиболее распространённом общем своём значении представляет собой такую разновидность кредита, при которой денежные суммы передаются от одного предприятия другому. То есть и в качестве кредитора и в качестве заёмщика фигурируют юридические лица. Кроме того, в более частных случаях под коммерческим кредитованием может пониматься предоставление кредита в товарной форме со стороны продавцов покупателям в виде отсрочки платежа либо как кредит, выдаваемый непосредственно какими-либо товарами.
Виды коммерческого кредитования
Существует ряд оснований для классификации видов коммерческого кредитования, но наиболее общим и распространённым является деление на следующие виды коммерческих кредитов:
Позитивные стороны коммерческого кредитования
Коммерческое кредитование наиболее ярко проявляет свои позитивные стороны при условии краткосрочности действия кредитного соглашения. В этом случае в значительной степени укрепляются связи между продавцом и покупателем. Продавец, располагая свободными средствами, передаёт их покупателю, получая от него в виде процентов значительное вознаграждение, превышающее ставку по депозитам, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту. Покупатель в таком случае может направить имеющиеся у него средства на другие цели, что весьма затруднительно при том же прямом банковском кредитовании. Кроме того, важен фактор доступности коммерческого кредита – кредиторская задолженность в большинстве случаев представляет собой форму непрерывного кредитования, а значит, нет нужды формально организовывать кредитование. Помимо этого, не стоит забывать о таких факторах, как гибкость использования кредитных ресурсов по срокам (обычно это от 1 до 30 дней) и гибкость использования кредитных ресурсов по сумме.
Александр Бабицкий