Увеличение стоимости капитала за счет эмиссии акций: как привлечь деньги?

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыТеория финансовУвеличение стоимости капитала за счет эмиссии акций: как привлечь деньги?
29.05.2011 04:00

Увеличение стоимости капитала за счет эмиссии акций: как привлечь деньги? Величина стоимости капитала позволяет судить о том, насколько эффективно он используется. По ней можно определить и тип политики финансирования активов, которую проводит компания или любое другое юридическое лицо, и оценить прибыльность деятельности предприятия на рынке. Собственно, под стоимостью капитала подразумевается норма прибыли на акции и долговые обязательства, имеющие непосредственное отношение к данной компании. Поэтому увеличение стоимости капитала за счет эмиссии акций - довольно популярный ход.

В мировой практике существует множество подходов к оценке стоимости капитала и к тесно связанной с ней оценке бизнеса в целом. При этом почти все эксперты единогласно утверждают, что универсального рецепта соотношения собственного и заемного капитала нет - все зависит от сферы, в которой работает предприятие, его позиций на рынке, конъюнктуры и так далее. Одному и тому же хозяйствующему объекту на разных этапах развития могут требоваться совершенно разные дозы заемного капитала. Стремясь привлечь дополнительные денежные ресурсы для своей деятельности, многие предприятия решаются на эмиссию акций и продают эти ценные бумаги как юридическим лицам, так и физическим.

Выпуск акций

На выпуск акций предприятие или другое учреждение коммерческого характера обычно решается в тех случаях, когда назревает необходимость увеличить уставный капитал, то есть объем денежных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности в полноценном режиме. Решение об эмиссии акций может быть принято исключительно общим собранием акционеров. Никакой другой орган управления акционерного общества, равно как и кто-либо из представителей его руководства не имеет права принять подобное решение самостоятельно.

На общем собрании акционеров компании составляется специальный документ - проспект эмиссии акций. В нем отражаются все характеристики предстоящего выпуска: его форма, количество акций, которое будет выпущено, и права их будущих владельцев. Эти же данные необходимо занести и в устав акционерного общества, после чего нормативную базу для эмиссии акций, направленной на увеличение стоимости капитала, можно считать практически готовой.

В странах СНГ принята практика обязательной регистрации проспектов эмиссии акций в высших финансовых органах. Например, если компания юридически привязана к территории Российской Федерации и выпускает акции для соответствующего обращения, то проспект эмиссии регистрируется в Министерстве финансов РФ, получая определенный номер в Государственном реестре ценных бумаг. Если же проспект эмиссии по каким-либо причинам не регистрируется, то публичное размещение эмитированных акций запрещается.

Но если предприятие не сможет зарегистрировать проспект эмиссии своих акций с первого раза, это не означает, что весь выпуск придется аннулировать. Акции, по сути, являются бессрочными документами, и срок их обращения и существования ограничен лишь сроком существования общества-эмитента. А это означает, что зарегистрировать проспект эмиссии можно в любое время.

Как определяется точка безразличия

Эмиссия акций не является единственным способом увеличения стоимости капитала, у нее есть и альтернативы - такие, как кредит, который тоже представляет собой форму привлечения заемных средств. Делая выбор между кредитом и эмиссией ценных бумаг, компании следует ориентироваться на так называемую точку безразличия. Это показатель, характеризующий соотношение между собственными и заемными средствами предприятия. Иногда привлечение кредита увеличивает прибыль на существующие акции, а иногда есть смысл от него отказаться и провести дополнительную эмиссию обыкновенных акций.

Поддержание экономического потенциала компании всегда сопряжено с определенными расходами, и выплата дивидендов по акциям составляет лишь их небольшую часть. В конечном итоге цель любого перспективного предприятия - увеличение валовой прибыли, а для ее достижения хороши все легитимные средства.

Светлана Усанкова