Коммерческий кредит: потому что народ требует

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыТеория финансовКоммерческий кредит: потому что народ требует
25.08.2011 04:00

Коммерческий кредитКоммерческий кредит основывается на передаче денежных сумм или других имущественных ценностей кредитором заемщику на основании договора. Современный коммерческий кредит предоставляется предприятиями друг другу по их собственному усмотрению независимо от банковской системы. Целью такого кредита является стремление сократить сроки реализации товара в ситуации дефицита денежных средств у покупателей.

При оформлении коммерческого кредита обязательно нужно учитывать финансовое состояние обеих сторон: кредитор должен обладать достаточным количеством средств, чтобы предоставить кредит, а заемщик располагать ими, чтобы произвести положенные выплаты по кредиту.

Финансовым инструментом коммерческого кредита является вексель - особая фиксированная форма, удостоверяющая уплатить определенную денежную сумму в назначенный срок. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 823) коммерческий кредит может быть представлен в виде аванса, рассрочки, предварительного платежа и отсрочки оплаты товаров или услуг.

Преимущества и недостатки коммерческого кредита

Коммерческий кредит имеет массу неоспоримых преимуществ, к которым относятся, прежде всего, простота и оперативность оформления, активизация и перераспределение свободных ресурсов, а также возможность избежать денежного банковского кредита. Благодаря такому кредиту предприятие приобретает способность более широкого маневрирования оборотными средствами, что позитивно сказывается на его финансовой устойчивости. Однако коммерческий кредит не лишен и недостатков. Так, например, по сравнению с банковским он отличается более ограниченными объемами и сроками. Кроме того, он связан с рисками для поставщика-продавца товара, а также из-за использования векселей характеризуется достаточно сложным регулированием денежного потока со стороны ЦБ РФ.

Механизмы коммерческого кредита

Традиционным механизмом коммерческого кредита является так называемый межфирмовый кредит, соединяющий в себе межфирмовые расчеты и кредитование по открытому счету. Соответствующий механизм кредитования широко распространен и в крупных корпорациях, где филиалам выдается внутрикорпоративный кредит в виде отсрочки платежа за товарные поставки.

Достаточно часто современный коммерческий кредит основан на системе «Сконто», которая подразумевает скидку на товар в ситуации, когда оплата стоимости товаров произведена в течение отведенного для этого срока.

Между фирмами может также быть заключен договор об открытом счете, в соответствии с которым покупатель должен совершать периодические покупки с выплатой в указанные сроки после получения счета. Такой способ кредитования характерен для контрагентов, сотрудничающих на постоянной основе. При этом проценты за пользование кредитом, как правило, не взимаются или взимаются совсем не высокие.

Формой коммерческого кредита является и сезонный кредит, когда покупатель может приобретать товар в кредит в течение долгого периода и отсрочить выплаты по нему на сезон продаж. Подобный кредит актуален в случае с изделиями массового потребления, которые пользуются спросом в определенное время: елочные игрушки, сувениры и другие.

Упрощенной формой коммерческого кредита является консигнация, когда товар приобретается без определенных обязательств. Если он будет реализован, тогда выплаты по кредиту будут осуществлены, если же нет - товар может быть возращен производителю без выплаты неустойки.

К нетрадиционным механизмам коммерческого кредита следует отнести франчайзинг, призванный обеспечить прибыльную деятельность малого бизнеса. Франчайзинг представляет собой выдачу лицензии крупного предприятия малому. Плата за лицензию (франшиза) может быть прямой, то есть в виде денежной суммы (роялти), или непрямой - в виде обязательства приобретать определенные товары и услуги.

Новым видом коммерческого кредита является форфейтинг, который применяется для кредитования внешнеэкономических операций путем покупки различного рода долговых обязательств. Продавцом в данном случае выступает экспортер, поставивший товар и стремящийся получить денежные средства, а покупателем (форвейтером) импортер. Форвейтер - это, как правило, банк или специализированная фирма, берущая на себя все долговые обязательства за вычетом процентов по ним.