ГлавнаяНедвижимостьНедвижимость за рубежомГрозит ли рынку элитной недвижимости Дубаи полный крах?
Нет сомнения в том, что рынок элитной недвижимости в Дубаи переживает серьезные проблемы, хотя местная пресса упорно это отрицает. Некоторым строительным компаниям пришлось, глядя в лицо суровой реальности, приостановить ряд проектов или вовсе отказаться от них, поэтому объявления о финансировании новых звучат сегодня как чья-то злая шутка. Недавно Дубаи отказался гарантировать 20-миллиардные инвестиции в строительные проекты, а Абу-Даби немедленно выкупил половину собственных инвестиций.
Отсутствие прозрачности
Рынок недвижимости Дубаи, если преодолеет кризис, может столкнуться с серьезными препятствиями, главным из которых является почти полное отсутствие прозрачности и очевидное стремление некоторых игроков ввести в заблуждение покупателей пропагандой мифа о том, что Дубаи защищен от финансового кризиса. Всего пару месяцев назад Colliers International, весьма уважаемая консалтинговая фирма по вопросам недвижимости, сообщила, что в четвертом квартале 2008 года цены на недвижимость в Дубаи упали всего на 8%. Многие посчитали это намеренной попыткой ввести потенциальных инвесторов в заблуждение, поскольку стало ясно, что на самом деле они снизились в среднем на 30-50%. Стоимость элитных апартаментов в Palm Jumeirah составляет 50% от цен прошлого года, и изменений не предвидится. Большинство экспертов ожидают дальнейшего падения цен еще на 50-60% на протяжении 2009 года.
В статье, опубликованной недавно в Riviera Times, англоязычной газете, которая выпускается на Французской Ривьере, говорится: «рынок недвижимости Дубаи значительно укрепился и даже вырос в течение 2008 года, доказав тем самым, что способен выдержать глобальный экономический кризис». Эта пропагандистская статья была проплачена DubaiPenthouses.ae, и как бы представляла мнение редакции. Отчасти ажиотаж на рынке недвижимости в Дубаи можно объяснить тем, что в нем участвовали не слишком крупные инвесторы Британии и Германии. Сейчас они ушли с рынка, и большинство мелких риэлтерских агентств лопаются, как мыльные пузыри.
Некоторое время назад отдел экономических и стратегических исследований выступил с сообщением о том, что «инвесторы сектора недвижимости в Дубаи все еще могут рассчитывать минимум на 15% годовой прибыли, несмотря на значительное снижение активности».
Итак, 15%. Минимум. Гарантированный. Нет лишь гарантии того, что пока вы будете ждать выплаты этих 15%, вы не потеряете работу. Кстати, по истечении 30 дней вы обязаны будете покинуть страну, иначе вам грозит штраф и даже тюремное заключение.
Культурные отличия
К сожалению, реакция властей Дубаи на растущую критику со стороны прессы оказалась не вполне адекватной: недавно был принят новый закон о СМИ, согласно которому опубликование «недостоверных сведений, наносящих вред национальной экономике, является противозаконным, равно как и преднамеренное распространение лживой информации»; оба правонарушения влекут за собою штраф в $136000. «Оскорбление» представителей правящего класса обойдется вам в $272 000. Местные журналисты настроены воинственно: «Мы не признаем этот закон», - говорит Мохаммед Юсеф, руководитель Ассоциации журналистов ОАЭ. Представители СМИ обескуражены невнятностью формулировки закона. Какую информацию следует считать «лживой», и каким образом распространение тех или иных сведений может нанести ущерб экономике страны?
«Любые сведения можно трактовать как недостоверные, в особенности, если учесть, что экономические показатели нынче почти непредсказуемы», - говорит он.
Разумеется, местные правящие круги, среди которых есть крупные владельцы таких известных СМИ, как, например, Al Khaleej, глава Арабской Медиа Группы, приветствуют принятие такого закона и недоумевают по поводу «паники, возникшей в журналистской среде». «Ее можно объяснить либо абсолютным непониманием требований нового закона, либо … существованием предумышленной кампании, вдохновители которой пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией и дестабилизировать экономику страны, - говорится в одной из статей. - Если кое-кого преследуют навязчивые идеи, общество обязано реагировать. Как бы то ни было, вы можете говорить о Дубаи все, что угодно, но это должна быть правдивая и объективная информация. Лично я не считаю себя малокомпетентным в вопросах экономической ситуации в Дубаи, несмотря на отчаянные попытки держать меня в неведении».
Разумеется, два недавних медиаскандала, которые приобрели международный масштаб, никак не способствовали попыткам Дубаи интегрироваться в западную культуру. Первый Международный Фестиваль литературы, который проводился в Дубаи, был широко разрекламирован как «первый истинно литературный фестиваль на Ближнем Востоке». Но, к сожалению, он с треском провалился после того, как организаторы занесли в черный список роман Geraldine Bedell «The Gulf Between Us», («Залив между нами»), в котором идет речь о шейхе-гомосексуалисте. Организаторы настаивали на том, чтобы вывести Margaret Atwood, лауреата Букеровской премии, из состава жюри. Вероятно, в ОАЭ нет геев. Автор романа по какой-то причине пошла на попятный и за последнее время дважды провела Интернет-видеоконференции из Торонто.
Еще один скандал в СМИ разгорелся после того, как израильской теннисистке Shahar Peer отказали в визе для участия в женском чемпионате, проводившемуся в Дубаи. В результате The Wall Street journal, главный спонсор соревнований, прекратил их финансировать. Еще одним спонсором является Barclays Bank PLC, но, зная, насколько тяжелые времена наступили сейчас для банка, который буквально выживает за счет финансовых инъекций со стороны королевской семьи Катара, вряд ли можно надеяться на то, что он продолжит спонсировать теннисный турнир. Вместе с тем, сложившиеся обстоятельства ни в коей мере не помешали мэру Вашингтона Адриану Фенти посетить состязания теннисисток.
Mamie Pearce придется провести четыре месяца в тюрьме, пройти унизительную процедуру депортации. К тому же у женщины отберут детей, поскольку ее обвинили в нарушении супружеской верности в Дубаи. Ее история стала еще одним фактом проявления культурных противоречий. Mamie Pearce, гражданка Великобритании, вышла замуж за египтянина. Суд Дубаи приговорил госпожу Pearce к четырем месяцам тюрьмы после того, как ее муж обвинил ее в измене. Полицейские, ворвавшись в дом, арестовали женщину только за то, что в ее жилище находился посторонний мужчина, приятель мужа. Госпоже Pearce отказали в праве представлять себе в суде, опекуном над тремя детьми супружеской пары был немедленно назначен ее муж. Так происходит очень часто, поскольку Дубаи живет по законам шариата, согласно которым мужчина имеет явный приоритет. Сегодня госпожа Pearce находится на нелегальном положении и, вероятно, ей не избежать тюрьмы, а вслед за ней - принудительной депортации, причем без детей.
В отелях Дубаи можно увидеть объявления о недопустимости выражения чувств на публике. Они появились после нашумевшего скандала с британской супружеской парой, арестованной за занятия сексом на пляже. Публичные проявления любви здесь встречают с неодобрением, известны несколько случаев арестов за то, что люди целовались в общественных местах. Сексуальные отношения вне брака противозаконны, преследуются также сожительство, адюльтер и гомосексуализм.
В Дубаи недавно прошла кампания «охраны общественной пристойности» - полицейские патрулировали пляжи, было установлено несколько наблюдательных вышек. Цель всех этих мероприятий - пресечь попытки загорать топлесс и другие проявления «недостойного поведения». Десятки человек в прошлом году подверглись арестам за «причинение беспокойства семьям, отдыхающим на пляже». В городе установлены знаки с предупреждениями на арабском, английском и некоторых других языках, запрещающие загорать топлесс и переодеваться на публике. Многие уверены, что подобные запреты должны содержаться скорее в буклетах туристических фирм, нежели в объявлениях на пляжах.
Скандалы и путаница в законодательстве
Итак, элитные небоскребы растут, строительные кампании падают.
Дубаи поспешно создает новые законы, фактически, на протяжении прошлого года их было принято несколько десятков, причем многие из них явно противоречат друг другу. Пока на рынке недвижимости наблюдался ажиотаж, не было необходимости в законодательном его регулировании. Теперь, когда мир столкнулся с невиданным доселе кризисом, ростом безработицы, массовым отчуждением залогового имущества за долги, резким снижением кредитования, возникновением непрозрачных схем и путаных, не подтвержденных практикой законов, которые, как правило, защищают строительные кампании и землевладельцев, большинство из которых находятся в правительстве, Дубаи решил, что пора активно реагировать. Реакция оказалась весьма своеобразной. Когда башня Дубаи достигла рекордной высоты, 13 граждан Австралии были арестованы по подозрению в даче взятки и мошенничестве. Все они работали в сфере строительства недвижимости. Трудно судить, виновны ли они, неустойчивость ситуации на рынке вообще не позволяет точно определить, кто и в какой степени может быть виновен во всем происходящем. Одно лишь следует иметь в виду всем, кто собирается поселиться в Дубаи - законы ОАЭ позволяют держать подозреваемого в тюрьме без предъявления обвинения в течение неопределенного срока.
В период строительного бума правительство вынуждало рабочих покидать общественный сектор и обеспечивало занятость в частном. Это стало первопричиной разлада системы, и когда начались массовые увольнения в строительстве, Министерство труда ОАЭ издало распоряжение, цель которого - защитить местных служащих частного сектора. В силу действия этого закона, 20 подданных были временно уволены из Al Futtaim Group - крупнейшей торговой и инвестиционной компании. Это, несомненно, будет также иметь негативные последствия, особенно если учитывать то, что местного рабочего гораздо сложнее уволить, чем иностранного. С иностранцами здесь вообще не слишком церемонятся. Их лишают работы, отказываются выплатить компенсацию по увольнению, к тому же они обязаны покинуть страну в течение месяца с момента окончания срока визы.