ГлавнаяПерсоналииСостоянияШари Арисон: восточная сказка по-американски
Счастливице Шари Арисон наследство и семейный бизнес остались от отца. Уйдя из жизни в 1999 году, он передал дочери 35% своих активов. Круизные лайнеры корпорации «Карнавал» бороздят просторы морей и океанов, принося их владелице многомиллионное состояние. В 2011 журнал «Forbes» отдал Шари Арисон третью позицию в отрасли игорного бизнеса и развлечений после Шелдона Адельсона из США и Стэнли Хо из Гонг-Конга. Другими источниками дохода одной из самых богатых женщин на Ближнем Востоке являются банковский бизнес, строительство и права эксклюзивного дистрибьютора «Nokia» в Израиле.
Круизы в сладкую жизнь
Компания «Carnival Cruise Lines» со штабом в Майами была основана отцом Шари – Тедом Арисоном – в 1972 году. Сегодня это всего лишь один из 11 брендов, входящих в состав корпорации «Carnival Corporation & PLC». Выходные круизы оформлены в стилистике Лас-Вегаса и представляют своим клиентам самые разные виды развлечений на борту, в том числе азартные игры. Судна, ходящие под флагом Панамы, Канады или Либерии, тоннажем от 27 до 130 тонн водоизмещения традиционно становятся местом встречи богатых и влиятельных людей со всего мира. Поэтому мало кто удивлялся, когда в период ликвидации последствий урагана «Катрина» три круизных лайнера «Карнавала» на шесть месяцев были арендованы правительством США.
Круизы для состоятельных клиентов – самый крупный источник дохода Арисонов. Вторым по величине оборота можно считать принадлежащий им банковский бизнес в Израиле. Сделка с приобретением Тедом за 1 миллиард долларов контрольного пакета акций банка «Hapoalim» в 1997 году стала крупнейшей приватизационной операцией в Израиле. А ведь по возрасту этот банк старше самого государства, на территории которого работает: он был создан Международной сионистской организацией еще в 1921 году. Со временем банк стал работать и в Европе (в Люксембурге и Швейцарии), и на рынках США (в Майами и Нью-Йорке), и в Южной Америке. А к моменту передачи дел Шари Арисон штат банка насчитывал около десяти тысяч сотрудников.
Нетрудно представить, какая реакция ожидала Шари и ее семью, когда в 2003 году, не справившись с последствиями Кризиса, она уволила десятую часть служащих. Гнев общественности был вполне предсказуем и доставил самой богатой женщине Израиля массу неприятностей. После реструктуризации Арисон осталась владелицей 26% имущества банка «Histadrut» и держателем не просто контрольного, а полного – 100% – пакета акций. Помимо того Шари Арисон, как и многие коллеги по цеху, занялась охраной окружающей среды. Ее инвестиционный фонд «Arison Investments» вкладывает средства в выработку экологически-чистых источников энергии и сельское хозяйство.
На обратной стороне успеха
У Тэда Арисона было всего двое наследников – Шари и Микки. Шари Арисон после развода ее родителей в 1966 году уехала в Израиль с матерью, но когда девочке исполнилось двенадцать лет, она переехала в США – жить с отцом. Прожив в штатах шесть лет, Шари вернулась на родину, чтобы исполнить обязательную для всех гражданок своей страны повинность – отслужить в армии. В итоге ей было суждено остаться в Тель-Авиве с мужем. К тому же с 1999 года нужно было управлять делами отца, который передал дочери чуть более трети своего имущества, включая израильский банк «Hapoalim».
Здесь и начались трудности. Сначала, не справившись с кризисом, и решив проблемы увольнением из банка более чем 900 работников, Шари Арисон, как уже говорилось выше, навлекла на себя гнев сограждан. Затем, сбежав с младшим сыном в США, она столкнулась с обвинениями мужа в похищении ребенка. После того, как суд Майами отверг претензии истца, Шари Арисон все-таки вернулась в Тель-Авив. Но всего спустя четыре года самого ее супруга обвинили в сексуальных домогательствах и на несколько месяцев лишили свободы.
Будучи замужем трижды, Шари Арисон, воспитавшая четверых детей, фактически осталась без поддержки. Но как у сильной и успешной женщины, у нее получилось преодолеть все. Сейчас она по-прежнему крепко удерживает позиции на рубеже первой и второй сотни миллиардеров из списка «Forbes». Стоит ли говорить, что на Ближнем Востоке, где женщинам, в том числе и в еврейских семьях, как правило, отводится вторая роль в семье, история Шари Арисон была бы одной из исключительных, если бы не фактически наполовину американское происхождение этой бизнес-леди. Иначе природу ее лидерства и стальной хватки объяснить трудно.
Ксения Жарчинская