ГлавнаяПерсоналииСостоянияМайкл Делл: человек, в которого никто не верил
Майкл Делл, один из живых подтверждений того, что знаменитая «американская мечта» не является лишь бредовой фантазией, имевшей реальные основания давным-давно, а может быть реализована в реальности, родился 23 февраля 1965 года в одном из крупнейших городе американского штата Техас, Хьюстоне. Его семья относилась к преуспевающей части среднего американского класса: ведь отец, Александр, был зубным техником (стоматология в Штатах приносит очень неплохие доходы), а мать, Лоррейн, работала биржевым брокером. Родители рассчитывали, что Майкл продолжит медицинскую семейную традицию и тем самым обеспечит себе пусть не роскошное, но вполне респектабельно и надёжное будущее.
Однако Майкл Делл с раннего детства проявлял чудеса сообразительности и делового чутья, так что можно было сразу догадаться – в медицине этому юноше со столь явно выраженными предпринимательскими способностями будет тесновато. Тем удивительнее, что в школе он учился весьма средне, и некоторые учителя открыто заявляли, что из Майкла Дела ничего путного не выйдет. Но Делл не стремился грызть гранит ненужных ему наук, он стремился развивать свои навыки бизнесмена, попутно зарабатывая неплохие для гражданина его возраста деньги. Он вообще полагал, что учёба в школе отвлекает от полезных занятий и уже с 8 лет начал предпринимать попытки, чтобы сдавать школьные классификационные тесты экстерном. А в 12 лет Майкл осуществил первый крупный бизнес-проект, использовав для этого своё увлечение старинными марками. Для того, чтобы заработать, он решает обойти на повороте традиционных и всем известных посредников между коллекционерами марок, убеждает нескольких знакомых коллекционеров доверить ему марки и с помощью объявления в газете осуществляет сделки с марками на более выгодных для клиентов условиях (то есть с меньшими комиссионными за посредничество). Однако и этих комиссионных хватило, что этот мальчуган за лето заработал «чистыми» свыше 2000 долларов.
Другим его «несерьёзным» начинанием стала работа в шестнадцатилетнем возрасте в хьюстонской газете, куда он также устроился на лето. Ему поручили продавать подписку на газету, в качестве оплаты труда предложив комиссионные от каждой проданной подписки. Майкл понял, что традиционный способ продаж (обзвон всех подряд по списку в телефонной книге с предложением купить подписку) неэффективен. Зато газеты пользуются повышенным спросом среди тех, кто недавно приехал в Хьюстон. Майкл нанимает двух приятелей, чтобы те находили ему подобных новосёлов, затем оценивает перспективность этих клиентов и самостоятельно пишет им письма с предложением приобрести подписку. Эта маркетинговая стратегия оказалась настолько успешной, что Делл заработал на этом 18 тысяч долларов, на которые смог приобрести новый BMW.
После окончания школы родители всё-таки настояли на том, что Майкл сделал шаг в испытанном семейном направлении и поступил на биологический факультет Техасского университета в Остине. Но уже на первом курсе Делл окончательно понял, что медицина это не его, ведь он нашёл ту нишу, которая позволит ему сказочно разбогатеть – компьютерная техника. В первой половине восьмидесятых персональные компьютеры активно внедрялись в повседневную жизнь американцев и в частности студентов. Однако это всё ещё было дорогое удовольствие. Дороговизна определялась тем, что с маркетинговой точки зрения продажи компьютеров в то время абсолютно не учитывали интересы покупателя. Существовала компания IBM, которая производила компьютеры, и существовала сеть дилеров, которые покупали компьютеры на производстве, забивали ими склады, а потом продавали их в розницу практически вдвое дороже цен производителя. К тому же компьютеры были типовые, и никто, ни производители ни дилеры не утруждали себя тем, чтобы учитывать персональные требования покупателей. Делл быстро осознал, что это настоящая золотая жила и уже в 18 лет основал компанию PC’s Limited, через год преобразованную в Dell Computer Corp. Суть её деятельности была в том, чтобы покупать составные части компьютеров либо у дилеров, у которых на складах образовались излишки, либо непосредственно у производителей, а затем собирал их в той конфигурации, которая требовалась конкретному покупателю. Причём цена за такой, оптимизированный под отдельного пользователя, компьютер устанавливалась на 15-20% ниже стандартной розничной.
Очень быстро стало понятно, что такая новая концепция компьютерных продаж является поистине революционной и что за нею будущее. За первый месяц работы в Dell Computer Corp компания заработала около 180 тысяч долларов, за второй – более 250 тысяч, а через два-три года продажи компании Дела, вышедшей на мировой рынок, составляли 70 миллионов долларов в год. Теперь Делл мог позволить себе не покупать комплектующие у других, а инвестировать деньги в собственное компьютерное производство. Этот шаг полностью оправдался и к началу XXI века Dell Computer Corp стала самым рентабельным мировым производителем персональных компьютеров. Так, в 2004 году продажи компании составили около 50 миллиардов долларов при показателе прибыли в 3 миллиарда. Неудивительно, что Майкл Делл стал одним из наиболее богатых людей в мире: согласно рейтингу журнала Forbes за 2005 год его состояние оценивалось в 18 миллиардов долларов, что было 18-ым показателем в мире.
В семейной жизни Майкл Делл также является живым воплощением традиционных американских ценностей: он женился единственный раз, до сих пор состоит в браке со Сьюзанн Делл, которая подарила ему четырёх дочерей. Да и жить Делл остался в родных местах, не променяв Остин ни на Нью-Йорк, ни на Лос-Анджелес, ни на старинные замки Европы.
Александр Бабицкий