ГлавнаяПерсоналииСостоянияМиллиардер-автогонщик Михал Соловов
Распространено мнение, что в Восточной Европе очень мало по-настоящему сильных предпринимателей и менеджеров, которые добились бы успеха и многомиллионных состояний легитимным путём, за счёт совершенно законного делового планирования и грамотного использования рыночной конъюнктуры. Возможно, это действительно так, и в мутных водах посткоммунистического пространства восточнее Одера действительно лучшими «рыбаками» были люди, не слишком разбирающиеся в настоящем маркетинге, зато с лёгкостью попирающие законы. Но ведь есть и обратные примеры, которые смело можно использовать как образец настоящего предпринимателя. Одни из наиболее ярких таких примеров является миллиардер из Польши Михал Соловов.
Михал Соловов, родившийся 11 июля 1962 года в глухой польской провинции, городе Кельце, может без зазрения совести сказать, что всего, что имеет на данный момент, добился сам и исключительно сам. Ведь свой путь к миллиардам он начинал как обычный польский паренёк, обожающий автомобили и готовый днями и ночами напролёт пропадать в гараже, чтобы снова и снова по деталям перебирать очередного «железного коня». В середине 1980-х годов он был студентом Политехнического института, в котором учился на инженера-механика. Студенческие годы, конечно, самые яркие в жизни человека, но и одновременно почти всегда самые бедные. Чтобы прокормиться, Михал занимался любимым делом, подрабатывая механиком в одной из автомастерских в расположенной совсем неподалёку Восточной Германии. Работал Михал с душой, что было оценено его немецкими работодателями. Так что денег, заработанных там, Соловову хватило не только на скромную студенческую жизнь, но и на покупку пусть подержанного, но от этого ничуть не менее немецкого автомобиля «Мерседес». Подержанные автомобили из Германии – вот что стало первым бизнес-проектом Михала Соловова: он стал в несколько раз дороже перепродавать машины в Польше, где тогда немецкие авто пользовались бешеным спросом.
Сильным качеством Соловова как бизнесмена было чёткое понятие того, какой вид бизнеса какой оптимальный временной ресурс имеет. Понимая, что бум подержанных авто в Польше недолговечен, да и число конкурентов в этой области постоянно росло, Михал в начале 1990-х использует накопленные средства для открытия другого дела, строительной фирмы Mitex. А через несколько лет, осознав, что условия провинциального рынка не подходят для по-настоящему динамичного развития, отправился покорять Варшаву. Здесь он моментально развил бурную деятельность: стал участником проекта по созданию сети продуктовых мини-маркетов, затем с прибылью продал свою долю, на вырученные средства приобрёл разорившуюся издательскую фирму, сделав её основой своей медиа-компании, стал активным игроком на варшавской фондовой бирже. Благодаря успешной деятельности в сфере СМИ (была приобретена популярная общенациональная газета «Жизнь Варшавы») Михал сумел наладить связи с политической польской элитой (так, ни для кого не были секретом его добрые отношения с Александром Квасьневским, сложившиеся ещё до избрания последнего президентом страны) и влиятельными бизнес-кругами, что, в свою очередь, помогло ему на выгодных условиях приобрести несколько объектов недвижимости в самом центре Варшавы.
Следующий шаг в своём деловом росте Соловов сделал на той же варшавской бирже, став к концу 1990-х очень активным её игроком. Возможно, он никогда не был одним из основных участников торгов, не вмешивался в сверхкрупные сделки, не приобретал компании с громкими брендами и тому подобное. Однако он в подавляющем большинстве случаев очень удачно инвестировал свои средства, покупая испытывающие по различным причинам трудности и оттого дешёвые предприятия, приводя их в порядок (где ограничиваясь организационными и маркетинговыми действиями, где вкладывая собственные деньги), а затем продавая по куда более выгодной для себя цене.
Благодаря «быстрым», но отнюдь не лёгким деньгам, заработанным на бирже, Соловов на рубеже веков стал с присущей ему энергией выходить на международный уровень. И здесь сферы его деловых интересов были самыми разнообразными: его инвестиционная группа становится участником программы по международному банковскому кредитованию предприятий развивающихся экономик, он покупает производства и на их основе развивает прибыльные компании, продукция которых, благодаря работе в Восточной Европе, обладает низкой себестоимостью, и с большим успехом продаёт её в Европу Западную. Так, в России он производит деревянные полы, в Украине делает керамическую плитку, и так далее. Результатом такой продуктивной работы стало то, что к марту 2008 года общее состояние Михала Соловова составило около 2 миллиардов 300 миллионов долларов. И даже мировой финансовый кризис не смог нанести бизнес-структурам Соловова по-настоящему серьёзного удара: на фоне банкротств многих транснациональных корпораций с огромными оборотами сокращение личных активов польского бизнесмена с 2,3 миллиарда долларов до 1,9 миллиарда выглядит весьма незначительно. Это позволило Михалу в определённой степени отойти в тень, предоставить основную, повседневную работу своей компании менеджерам, а самому предаться юношеской любви – автомобилям. В 2003 году он создал на родине профессиональную гоночную команду Cersanit Rally Team, в качестве одного из пилотов которой стремится к победам в гонках высшего уровня. В качестве цели своей спортивной карьеры Соловов ставит ни много ни мало титул чемпиона мира.
Александр Бабицкий