ГлавнаяПерсоналииСостоянияВячеслав Кантор: от первых компьютеров к европейской политике
Часто приходится слышать, что очень богатые люди от людей небогатых и даже бедных ничем не отличаются, кроме количества денег. Уровень комфорта жизни, конечно, несоизмерим, ну а так якобы потребности и желания миллиардеров мало чем отличны от потребностей и желаний скромных бухгалтеров или библиотекарей. Однако не стоит забывать о таком моменте, что многие увлечения и хобби просто недоступны людям, не обладающим финансовым достатком определенного уровня. Например, увлечения миллиардера Вячеслава Кантора предполагают трату больших денег.
Один из самых влиятельных евреев планеты
Вячеслав Владимирович Кантор родился в Москве в 1953 году. Его родители были работниками сферы торговли, однако сам будущий миллиардер к предпринимательской деятельности пришел лишь в солидном возрасте. В условиях Советского Союза, когда любой бизнес был уголовно наказуем, Кантор первоначально направился по научной стезе. Получив в 1976 году специальность инженер-системотехник вместе с дипломом об окончании Московского авиационного института, Вячеслав Владимирович стал работать в одной из закрытых научных лабораторий, работавших на советский оборонный комплекс.
Но в конце восьмидесятых в стране последовали всем известные изменения, и Кантор понял, что коммерция в новых условиях куда более перспективна, нежели наука. Начав с поста руководителя советско-американского совместного предприятия «Интелмас», в начале девяностых годов Кантор возглавил химическое предприятие «Азот», переименовал его в «Акрон» и сделал ядром одноименного холдинга, в который вскоре, на волне приватизационных процессов, включил ряд других химических производств.
К началу XXI столетия холдинг «Акрон» включал в себя более двух десятков предприятия и к тому же был собственников пакетов акций ряда крупных российских компаний, а сам Вячеслав Кантор с 2001 года стал полноправным владельцем холдинга. Накануне мирового финансового кризиса состояние Кантора оценивалось почти в 3 миллиарда долларов, в 2011 году – в 1,6 миллиарда долларов. В 2010 году Кантор, последние годы проживающий с семьей (у предпринимателя три сына и дочь) в Швейцарии, был включен в список самых влиятельных евреев мира.
Общественная деятельность и наука – как гражданская позиция
Интересы Вячеслава Кантора, не касающиеся его деловых проектов, довольно четко отражают его гражданскую, общественную, политическую и иную позицию. Так, Вячеслав Кантор огромное внимание уделяет проблемам истории еврейского народа, его культурной и исторической памяти и современному положению в мире. В 2005 году Кантор выступил инициатором создания Фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» и возглавил его.
В этом же ключе следует рассматривать и достаточно широкую деятельность предпринимателя по пропаганде идей толерантности, прежде всего в Европе: не обошлось без активного участия Кантора и при создании в 2008 году «Европейского совета по толерантности и терпению» (сам Вячеслав Владимирович стал его сопредседателем). Годом ранее миллиардер привлек внимание к другой важной, по его мнению, международной проблеме, проблеме нераспространения ядерного оружия – он стал президентом «Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы».
Лошади и искусство – для собственного удовольствия
Но есть и личные увлечения Вячеслава Кантора, которые четко разделяются на два главных. Во-первых, это лошади. Вот что сказал по этому поводу в одном из интервью сам Вячеслав Владимирович: «Вся моя жизнь связана с лошадьми. Мне было 8 лет, когда родители привели меня на Московский конный завод №1. С тех пор, уже более сорока лет я увлечен конным миром, а МКЗ до сих пор занимает в моей жизни особое место. С ним связано много ярких воспоминаний, личных впечатлений. Когда в 2003 году мне предложили возглавить известную ассоциацию российских коннозаводчиков «Росплемконзавод», я согласился». И там же миллиардер обозначил плавный переход ко второму своему «душевному» увлечению: «В жизни у меня есть два серьезных увлечения: лошади и искусство. Что объединяет эти два, казалось бы, совсем разных занятия: любовь к искусству и увлечение лошадьми? И в том и в другом случае речь идет о национальном достоянии, причем в тонкой, деликатной и в то же время необыкновенно важной и всеми любимой области».
В области искусства Вячеслав Кантор тоже активно проявляет интерес к своим национальным корням и старается по мере своих возможностей собирать и приумножать искусство рассеянного по миру еврейского народа. В 2001 году Кантор создал Музей искусства авангарда, собрание которого включает сотни произведений искусства, авторы которых – три десятка известных русских (и не только русских) художников еврейского происхождения. По словам самого коллекционера, первоначальным импульсом была ненависть к бессистемной деятельности собирателей предметов искусства. Которая наблюдалась в девяностые годы прошлого века. Сам же Кантор хотел собирать искусство, во-первых, связанное с Россией, во-вторых, художников еврейского происхождения и, в-третьих, новаторское искусство XX столетия. Эти три измерения и стали основной формулой формирования коллекции.
Этот процесс занял почти восемь лет, и в результате было собрано около четырех сотен работ. Стоимость коллекция точно неизвестна, однако специалисты сходятся во мнении, что она весьма значительна. Например, в нее входят такие работы, как «Жук» Ильи Кабакова (купленный на аукционе Phillips de Pury за 6 миллионов долларов), «Кондитер из Кань» Хаима Сутина (5 миллионов фунтов стерлингов на аукционе Christie`s), «Портрет девушки в черном платье» Амедео Модильяни (14 миллионов долларов на аукционе Sotheby`s).
Александр Бабицкий