ГлавнаяПерсоналииСостоянияВиджай Маллья: миллиардер, которому не скучно
Благодаря индийским фильмам у многих сложилось впечатление об Индии как о чудесной стране, где люди только тем и занимаются, что поют, танцуют, развлекаются и вообще живут исключительно в свое удовольствие. Вряд ли крупный индийский бизнесмен Виджай Маллья много времени уделяет танцам и песням, но то, что его жизнь в корне отличается от жизни большинства его западных «коллег», более богатых, но и более скучных, это факт. Потому что увлечений и хобби индийского мультимиллионера хватило бы сразу на нескольких человек.
Пиво и авиация: можно совместить
Виджай Маллья родился 18 декабря 1955 года в индийском штате Карнатака, в семье состоятельного промышленника Витала Маллья. Собственно, в Индии, с ее тысячелетними кастовыми традициями, практически не встречается случаев, когда выходец из социальных низов добился бы успеха, сделал удачную карьеру или разбогател. Кастовый строй, официально, конечно, не действует, но на практике, если человек родился в семье промышленника, он и станет промышленником.
Виджаю, конечно, повезло с семьей, однако и его заслуги в том, что семейный бизнес смог развиться и сделать его миллиардером, несомненны. Активы Виджая вложены в две компании, которые связаны между собою хитрыми и запутанными родственными связями и, по сути, являются частью друг друга (какая именно компания является частью какой, сказать сложно). Первоначально семейным бизнесом Маллья, который и принялся развивать Виджай после отца, стала пивоваренная компания United Breweries Limited, ставшая главным производителем пива в стране. Добиться этого позволила дальновидная стратегия сотрудничества с мировым пивным гигантом, нидерландской компанией Heineken, которая стала совладельцем фамильного бизнеса Маллья.
Дела с производством и продажей пива пошли настолько хорошо, что у Виджая появились деньги для развития другого перспективного бизнес-направления - индийских авиалиний Kingfisher Airlines. В авиационный бизнес Маллья пришел в 2005 году, когда приобрел контрольный пакет акций одной из индийских авиакомпаний и вложил в нее немалые средства, позволившие расширить сферу деятельности на несколько десятков стран. И первоначально все шло замечательно: спустя два года, в 2007 году, состояние Виджая оценивалось в 1,6 миллиарда долларов. Однако многочисленные и весьма затратные увлечения Виджая и мировой финансовый кризис привели к значительным убыткам: в 2008 году его состояние составляло уже 1,2 миллиарда долларов, а в 2010 году - около 750 миллионов евро (чуть менее миллиарда долларов). Впрочем, самому Виджаю и его четырем детям от двух браков (сын от первой жены и сын и две дочери от второй) на роскошную жизнь все равно хватит.
И какой индиец не любит красивой и быстрой езды...
Виджай Маллья - жизнелюб. Чтобы убедиться в это, достаточно просто ознакомиться со стилем его жизни. В этом плане стоит признать, что индийские богачи похожи на русских и не похожи, скажем, на американских. Если среди американских миллиардеров днем с огнем не сыщешь человека, который бы тратил деньги на широкую руку, то Виджай Маллья убежден, что, если средства позволяют, нужно жить красиво. В ином случае он вряд ли бы приобретал на аукционах многочисленные предметы искусства и исторические артефакты, расходуя на это десятки миллионов долларов. В ином случае он вряд ли бы покупал океанские яхты за несколько десятков миллионов долларов, длиной почти 100 метров и шириной почти 15 метров - за яхтами Абрамовича, конечно, не угнаться, однако тоже впечатляет.
Но при этом Маллья вовсе не является транжирой. Так, на аукционах он скупает редкие вещи не только для себя, но и для своей страны: так, он часто покупает «уплывшие» за рубеж индийские артефакты, а также исторические предметы - например, личные вещи Махатмы Ганди. Но главное детище Виджая, благодаря которому о нем и узнали далекие от финансовых сводок люди за пределами Индии, это покупка команды, участвующей в самом престижном классе автомобильных гонок, в «Формуле-1». В 2007 году Маллья приобрел практически за бесценок, порядка 90 миллионов долларов, находившуюся в непростом финансовом положении команду «Спайкер» и превратил ее в своего рода индийский национальный проект.
Команда была переименована в «Форс Индию» («Force India» - «индийская сила», «сила Индии»), Виджай ежегодно вкладывает в нее огромные деньги (так, в 2008 году бюджет команды составил 120 миллионов долларов) и намерен с ее помощью превратить автогонки «Формулы-1» в индийский национальный вид спорта, а самих индийских гонщиков - в ее лидеров. На счету «Форс Индии» уже есть призовые места, и теперь у Малльи более амбициозные задачи: одержать первую победу, воспитать по-настоящему сильного индийского гонщика и способствовать проведению «Гран-При Индии» на родной земле.
Александр Бабицкий