ГлавнаяФинансыРоссийский рынокЗа рулем без страховки
Ну, какой же русский не любит рисковой езды? Разумеется, тот, который управляет автомобилем, не имея страховки. Конечно, такие случаи на начало 2009 года исключительно редки. Тем не менее, они еще имеют место быть. Побудительные мотивы, заставляющие садиться за руль, не имея страховки автогражданской ответственности, как правило, связаны с тотальным национальным «пофигизмом». Например, водитель забыл продлить срок действия страхового полиса, сел в автомобиль, не будучи вписанным в страховку, просто отложил визит в страховую компанию, полагая, что есть дела поважнее.
Вот только осознание пагубности такого поведения приходит гораздо позднее, когда раскошеливаться приходится на значительные суммы. И отнюдь не инспектору ГИБДД.
С 1 июля 2003 года в силу вступил Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» - документ сложный и неоднозначный, призванный привести российские правовые нормы в части, касающейся безопасности дорожного движения, к международным стандартам. Необходимость этого назрела уже давно, поскольку на начало 2000-х годов аварийная ситуация на дорогах страны неуклонно ухудшалась. Виной тому и постоянно увеличивающийся автопарк, и «старение» автомагистралей, и низкое качество транспорта, и неопытные водители, и общий правовой нигилизм участников трафика. Власти решили бороться с последним.
Казалось бы, как страховка снизит аварийность на дорогах, ведь ущерб будут возмещать страховые компании? Но наши законодатели разработали хитрую шкалу ставок. Водитель с безупречным стажем вождения будет платить за страховку существенно меньше, чем тот, который попадает в аварии. Значит, беспокоясь за свой кошелек, люди перестанут лихачить, будут осмотрительнее вести себя за рулем. Как показала практика, введение этого закона оправдало ожидания.
А теперь поговорим о тех, кто все-таки повернул ключ зажигания, не имея страховки. Чем чревато такое вождение?
Если смотреть на нарушение с правовой стороны, то все выглядит достаточно безболезненно. Статья 12.37 КоАП РФ говорит о том, что «Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями» наказывается штрафом в 300 рублей. «Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует» - это уже от 500 до 800 рублей. Суммы, согласитесь, смешные для городов-миллионников, где и происходит большая часть нарушений. Если же у водителя со страховкой все в порядке, но он забыл ее дома, то штраф составит 50 рублей, а машину задержат до выяснения (до предъявления страхового полиса).
Одумается ли водитель-нарушитель после штрафа? Почему-то есть в этом сомнения. Как показывает практика, необходимость страховки люди понимают только после аварии. Ведь за ущерб, причиненный застрахованному и застрахованным автомобилем, платит компания. Если нет страховки - платит владелец. И это будут не 500-800 рублей, и даже не евро/долларовый эквивалент. Суммы могут набегать астрономические.
Казалось бы, если человек ведет автомобиль без страховки, то он должен быть вдвойне осторожен. Но это не всегда так, ведь поневоле водитель будет нервничать, зная свой «грешок», тем самым, создавая потенциальную угрозу остальным участникам движения.
Разве стоимость страховки и незначительное время на ее приобретение/продление стоит нервов?
К тому же, в 2009 году вводится новый порядок расчетов между страховщиками и автовладельцами. В случае аварии пострадавшему выплачивает ущерб не страховщик виновного (как было ранее), а его собственная компания, которая в дальнейшем получит компенсацию со страховщика виновного. Это упростит процедуру для автовладельцев.
Алексей Чернов