ГлавнаяФинансыРоссийский рынокРоссийские операторы MVNO
MVNO (Mobile Virtual Network Operator) - это виртуальные сотовые операторы, чьими услугами с удовольствием пользуется весь мир, и наконец-то начинает пользоваться Россия. Если вы еще не сталкивались с виртуальным сотовым оператором, то учтите - это совсем не то, что виртуальный бублик, который очень симпатичный, но увы, совершенно несъедобный. Операторы MVNO предоставляют самые настоящие, «съедобные» услуги. Вот только они не владеют всем комплексом необходимых технических средств, не поддерживают инфраструктуру базовых станций, не являются держателями лицензии на использование радиочастотного диапазона и так далее.
Они просто приобретают все это оптом у хост-провайдера. А затем предлагают различные тарифные планы под своим брендом потребителям услуг сотовой связи.
Система MVNO оправдывает себя во всем мире, и она выгодна как для хост-провайдеров, так и для конечных потребителей услуг - то есть, до обычных людей, желающих пользоваться сотовыми телефонами. Дело в том, что операторы MVNO чаще всего предлагают тарифные планы куда как более «вкусные», нежели тарифные планы «настоящих», не виртуальных операторов. Кроме того, они могут работать с небольшими рыночными нишами, которые не представляют интереса для крупных компаний - что естественно очень хорошо для тех, кто является обитателем подобной ниши (к примеру, организация сотовой связи для инвалидов, пенсионеров и т.д.).
Традиционно виртуальных сотовых операторов делят на три уровня. MVNO первого уровня всего лишь перепродают услуги. То есть, выкупают у «настоящего» оператора один из корпоративных тарифов, затем слегка модифицируют тарифный план, SIM-карты упаковывают в пакет с логотипом фирмы-оператора MVNO и так все продается.
MVNO второго уровня предоставляют еще и дополнительные услуги, кроме стандартного пакета «настоящего» оператора - к примеру, биллинг или оплату парковки в городе, бензина на заправках и т.д. В этом случае виртуальный оператор выкупает фиксированные номера, которые предоставляются пользователю вместе с мобильными телефонами. Между номерами устанавливаются переадресации, и потребитель получает возможность пользоваться мобильным телефоном в дороге, а обычным - в офисе или дома (при этом все звонки поступают на один номер).
Самый развитый - это третий уровень MVNO. Эти компании не только выкупают эфирное время у «настоящего» провайдера, но еще и имеют всю необходимую технику, за исключением базовых станций. То есть, они самостоятельно производят коммутацию, переадресацию звонков и т.д.
Российский рынок виртуальных операторов в данный момент можно смело называть недоразвитым. К сожалению, пока не существует еще достаточной законодательной базы, которая позволила бы развернуться MVNO во всю мощь - как во всем мире, предоставляя пользователям дополнительные услуги и занимая все новые рыночные ниши.
Несколько лет назад появились виртуальные операторы «Мегафона» - «Революция», «Матрикс Мобайл», «Мегател», «Divizion», и «Алло Инкогнито». С 2005 года модель MVNO тестировали компании «Народный мобильный телефон» и «Евросеть». Но проект «Евросети» и «СМАРТСа» признали несостоятельным в 2007 году - операторы не смогли собрать достаточного количества абонентов и продемонстрировать прибыльность. Тем не менее, MVNO пока медленно, но верно просачивается в российскую действительность.
В Москве неплохие результаты показывает «КантриКом» (бренд «Алло Инкогнито») - на начало 2009 года база активных абонентов составила более 150000. Вдвое меньше абонентов у оператора «Matrix Telecom» (на рынке с 2003 года). Через сеть «Мегафон» работает «Центральный телеграф», «Корбина Телеком» - через сеть «Билайн», «Евросеть» продолжает работать в Поволжье через сеть «СМАРТС».
А 16 марта 2009 года на рынке MVNO появился новый игрок - оператор «Просто для общения» (сеть ЗАО «Соник Дуо», московская сеть Мегафона). Тарифный план «Базовый» позволяет звонить внутри сети по цене 5 копеек за минуту, и до конца 2010 года оператор планирует привлечение миллиона абонентов.
Так что операторы MVNO не спят, и пользователям мобильных телефонов с каждым днем будет предлагаться все больше разнообразных услуг - за счет появления новых игроков на рынке MVNO.
София ВАРГАН