ГлавнаяФинансыРоссийский рынокЕдиный социальный налог больше не существует
До начала нынешнего, 2010 года, в Российской Федерации существовал единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь. То есть, российская бесплатная медицина и выплаты пенсий существовали за счет единого социального налога.
Плательщиками ЕСН были все организации, выплачивающие зарплату как штатным, так и нештатным сотрудникам в той или иной форме (то есть, те, кто производил выплаты физическим лицам). Это могла быть зарплата по штатному расписанию, вознаграждение по авторскому договору и т.д. – все подпадало под выплату единого социального налога. ЕСН платили индивидуальные предприниматели, кроме плательщиков ЕНВД или УСНО, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. В среднем ЕСН составлял около 26% от Фонда оплаты труда.
Начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог прекратил свое существование. Теперь бывшие плательщики ЕСН будут отчислять на все те же нужды, для которых был предназначен налог, страховые платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское и социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам). Причем, проценты отчислений увеличиваются до 34%. Кроме того, тариф отчислений теперь будет единым для всех предприятий (работодателей), вне зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат (ранее существовали определенные льготы для некоторых отраслей).
Правда, еще год, до 2011 года, тарифы страховых взносов, которые теперь предприятия должны будут платить вместо единого социального налога, будут сохранены на уровне ставок :ЕСН. И не на уровне среднестатистической ставки, а той, которую данное предприятие (работодатель, плательщик ЕСН) отчисляло в 2009 году. Дело в том, что Минэкономразвитие сочло повышение налогов на бизнес несвоевременным – на фоне финансового кризиса (хотя считается, что Россия пик кризиса уже миновала, последствия такого удара по экономике будут ощущаться еще достаточно продолжительное время). Кроме того, те категории налогоплательщиков, которые пользовались льготами до отмены ЕСН, будут до 2011 года платить страховые взносы по пониженным тарифам. А для таких налогоплательщиков, как сельхозтоваропроизводители, резиденты особых технико-внедренческих экономических зон, общественные организации инвалидов и некоторые другие льготники, установлен переходный период не до 2011 года, а до 2015, и их пониженные тарифы будут повышаться поэтапно.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, которые не нанимают сотрудников и не производят выплаты физическим лицам, должны перечислять страховые взносы только за себя – в размере стоимости страхового года.
Уплата страховых взносов должна производиться каждый месяц, не позднее 15-го числа того месяца, который следует за месяцем начисления работнику выплат и взносов. Система же подачи отчета об уплате страховых взносов остается такой же, как и при уплате единого социального налога – ежеквартальной.
Отмена единого социального налога связана прежде всего с тем, что при существующей системе налогообложения пенсионная система постепенно попадала в зависимость от тарифов и федерального бюджета (к 2050 году эта зависимость составила бы 86%). То есть, пенсионное финансирование становилось бюджетной системой. Теперь же, вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на бюджет и резервные фонды (именно из них планировалось покрывать недостаток средств пенсионного фонда), принято и претворяется в жизнь решение увеличить нагрузку на предпринимательский сектор.
При этом, если ЕСН распределялся таким образом: 6% - в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, 14% - формирование страховой и накопительной части в Пенсионном фонде, 6% - медицинское и социальное страхование, - то нынешние страховые отчисления полностью будут отходить Пенсионному фонду. И администрировать страховые взносы будет Пенсионный фонд совместно с Фондом социального страхования – до 2010 года эти фонды, выполняя некоторые обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, не могли осуществлять ни зачет, ни возврат излишне уплаченных взносов, так как не являлись администраторами платежей. Пенсионный фонд будет курировать сбор взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а Фонд социального страхования – взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Пока неизвестно, даст ли новая система положительные результаты. При принятии закона об отмене единого социального налога высказывались мнения, что увеличение налоговой нагрузки предприятий приведет к тому, что увеличится часть «теневого» бизнеса – предприятия попросту «уйдут в подполье», зарплата начнет выплачиваться не официальным образом, а «в конвертах». Кроме того, возможно полное закрытие ряда предприятий. То, что еще год не будет увеличиваться сумма выплат, может удержать бизнес от ухода в «тень», однако, так как произошли изменения в системе администрирования налогообложения, прогнозируется увеличение числа административных проверок предприятий (проверки по отчислениям страховых взносов). При этом должно возрасти число администрирующих сотрудников (по прогнозам – на 30,5 тыс.), а их зарплата выплачивается из федерального бюджета, в котором попросту не предусмотрено средств на увеличение штатной численности.
С другой стороны неоднократно отмечалось, что бизнес вовсе не против перехода на выплаты по социальному страхованию вместо единого социального налога. Единственная проблема – в настоящее время увеличение налоговой нагрузки может привести к убыточности ряда предприятий. Но пока сохраняется все та же процентная ставка налога, проблем не ожидается. Остальное же будет зависеть от успешности выхода страны из кризиса к 2011 году.
София ВАРГАН