ГлавнаяФинансыРоссийский рынокСубсидии малому бизнесу: лиха беда - начало
«Предприниматель» - это звучит гордо. И пока еще в России за желание пополнить ряды таких гордецов платят деньги, по общепринятым меркам вовсе не маленькие. Любой гражданин Российской Федерации, желающий попробовать свои силы на ниве малого предпринимательства, вправе рассчитывать на субсидии от государства.
Предоставляются они в размере от ста шестидесяти до трехсот тысяч рублей в зависимости от региона. В этой программе участвуют немногим более сорока субъектов Российской федерации, причем объем ее финансирования со стороны государства только в 2009 году превысил два миллиарда рублей. Деньги предоставляются безвозмездно, однако получить их не так уж и просто. Предпринимателям «со стажем» их никто не даст. Потенциальный кандидат на получение субсидии должен отработать на рынке товаров менее одного года. Агентства недвижимости, пункты проката автомобилей и бытовой техники и производители табачной и алкогольной продукции к государственному «пирогу» не допускаются.
Бумажная стадия
Для начала претенденту на безвозмездную помощь от государства нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или иного «малого» субъекта. Затем для представления в управляющие органы предстоит собрать целый пакет документов. Во-первых, заполнить анкету заявителя. Во-вторых, приложить справку о средней численности работников и копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также копию справки об отсутствии задолженностей по налогам и платежам и копию свидетельства о государственной регистрации.
Самый ответственный момент – подготовка бизнес-проекта, который обязательно нужно предъявить на суд городской комиссии, отвечающей за реализацию программы. Он должен сопровождаться тщательно рассчитанной сметой предстоящих расходов. Обычно муниципальные власти проводят специальные семинары, где начинающих предпринимателей посвящают во все тонкости составления подобных смет.
По каждому из представленных бизнес-проектов члены комиссии выносят оценки в баллах. На грантовую поддержку, разумеется, могут рассчитывать проекты с наивысшим средним баллом.
На что нельзя потратить
Полученные в качестве субсидии деньги новоявленный «малый» предприниматель должен обязательно израсходовать в течение календарного года. И, как это водится в российской практике, отчитаться за каждую потраченную копейку. Уважительными причинами расходов считаются лишь целевые нужды бизнес-проекта. Если комиссия сочтет, что деньги ушли не туда, куда надо, владельца субъекта малого бизнеса обяжут вернуть их обратно.
Неизрасходованная в течение календарного года часть финансовой господдержки также, скорее всего, будет рассмотрена как возврат.
Очень важный момент, на который владельцы субъектов малого предпринимательства редко обращают внимание, - субсидия предоставляется на условиях софинансирования, и далеко не пропорционального. Предполагается, что сам предприниматель изыщет на реализацию своего бизнес-проекта не менее 60% от необходимой суммы, и только до 40% ему может добавить государство. Например, в 2009 году максимальный размер субсидии из средств бюджета Московской области составлял двести тысяч рублей.
Многие предприниматели сетуют, что выделяемых в рамках господдержки денег не хватает для запуска инновационных производств, чья привлекательность для российской посткризисной экономики не ставится под сомнение. Выходит, подобные субсидии изначально ориентированы на малобюджетные проекты в сфере потребительского рынка, вроде сервиса по наращиванию ногтей на дому у заказчика или хлебного киоска. Между тем затраты на открытие перспективного производства с современным оборудованием, пусть даже в масштабах мини-цеха или мини-завода, исчисляются миллионами рублей. И государство пока еще не готово субсидиарно поддерживать производственников, ему это невыгодно.
И все же экономисты считают нерентабельным увеличивать размер субсидии, выдаваемой «в одни руки». Как поясняет Илья Хандриков, председатель всероссийского объединения «За честный рынок», предпринимательством серьезно могут заниматься не более 5% населения: «Не у всех есть способности к предпринимательству. Потратить эти деньги большого ума не надо. КПД от этих денег может быть никакой, а может быть убыточный».
Светлана Усанкова