ГлавнаяФинансыРоссийский рынокПИФы и их виды
Интерес россиян к вложению денег в паевые инвестиционные фонды начал расти еще задолго до мирового экономического кризиса, и, что любопытно, почти не снизился в связи с финансово-экономическими потрясениями. Напротив, число ПИФов в России неуклонно растет. Если на 1 января 2009 года их было зарегистрировано 1050, то на 1 января 2010 года – уже 1252. Несмотря на то, что вложение денег в ПИФ не гарантирует получения дохода, у нас в стране они становятся все более популярными.
Паевой инвестиционный фонд представляет собой просто форму коллективных инвестиций. Другими словами, это совокупность объединенных капиталов инвесторов, переданная в доверительное управление управляющей компании. Цель участия в деятельности ПИФа – получение прибыли. Формирование имущественного комплекса ПИФа обычно не связано с образованием юридического лица. Каждому из инвесторов принадлежит определенное количество паев, и участники паевого инвестиционного фонда называются пайщиками.
Плюсы и минусы
У любого ПИФа как у инструмента получения прибыли есть свои преимущества и свои недостатки. К числу несомненных плюсов можно отнести доступность паевых инвестиционных фондов, поскольку приобрести пай в состоянии даже человек со скромными доходами: минимальная сумма инвестиций колеблется в пределах от одной до трех тысяч рублей. Как правило, ПИФы имеют прозрачную инфраструктуру: средства пайщиков не сливаются со средствами управляющей компании, а хранятся в специализированном депозитарии. Кроме того, деятельность ПИФов жестко контролируется со стороны государства.
ПИФы существенно экономят время своих инвесторов, так как тем уже не приходится тратить время на самостоятельное управление своим капиталом и анализы фондового рынка. Эти услуги в большинстве случаев обходятся пайщикам сравнительно недорого, ведь в среднем управляющая компания берет в качестве уплаты всего лишь несколько процентов от объема размещенных инвестиций.
Самым существенным минусом при инвестировании средств в паевые инвестиционные фонды оказывается степень риска. Она значительно выше, чем у инструментов с фиксированной доходностью и законодательно гарантированным возвратом вложений, к которым можно отнести банковские депозиты и высокорейтинговые облигации. Но некоторые ПИФы придерживаются политики инвестирования в перспективные ценные бумаги и за счет этого приносят неплохие доходы своим пайщикам. Есть паевые фонды, обеспечивающие доходность в размере до 50% годовых.
Определенные неудобства для пайщиков вытекают из их обязанности выплачивать вознаграждение управляющей компании даже в те периоды, когда деятельность фонда не приносит дохода.
Виды ПИФов
Условно все российские ПИФы можно разделить на две большие группы. Первая из них ориентируется на работу с квалифицированными инвесторами. В этом случае инвестиционные паи имеют ограниченный оборот. Сюда можно отнести фонды прямых инвестиций, кредитные и венчурные фонды, хедж-фонды, фонды недвижимости с расширенной инвестиционной декларацией.
Вторая группа – это ПИФы «широкого профиля», они работают с любыми инвесторами. В числе таковых, прежде всего, следует отметить фонды акций, фонды облигаций, фонды смешанных инвестиций, фонды денежного рынка. Наиболее прибыльным среди всех остальных видов, бесспорно, является фонд акций. Но, как правило, он предполагает и максимально возможные риски. Фонды облигаций, наоборот, зарекомендовали себя как практически безрисковые. У каждого фонда имеется свой инвестиционный портфель, и чаще всего в нем присутствуют активы самого разного свойства: акции промышленных и финансовых компаний, государственные, муниципальные или корпоративные облигации и так далее.
Различают также открытые, закрытые и интервальные ПИФы. Открытые фонды обязуются покупать и продавать паи каждый рабочий день. Закрытые паевые фонды нередко обслуживают интересы узкого круга клиентов: они продают паи при открытии фонда и не выкупают их до завершения. Известны случаи, когда размер минимального взноса для вступления в закрытый ПИФ составлял миллион рублей. Интервальные фонды открываются для покупки и продажи паев в среднем два-три раза в год.
Светлана Усанкова