Налоговая отчетность: документы особой важности

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыРоссийский рынокНалоговая отчетность: документы особой важности
09.12.2010 04:00

налоговая отчетностьЗа счет чего существует государство? Ответ очевиден – за счет налоговых отчислений своих граждан и организаций-резидентов. По большому счету, налоги – это та артерия, которая питает государственные органы и сам факт существования государственного образования. Вполне естественно, что в интересах власти разработать как можно более эффективную систему налогообложения, повысить уровень собираемости налогов. Именно для этих целей и была разработана унифицированная система учета налогового бремени – налоговая отчетность. Что она собой представляет?

Бремя ответственности

Актуальное российское налоговое законодательство вменяет в обязанность своевременное предоставление налоговой отчетности как юридическим лицам различных форм собственности и хозяйственного устройства, так и гражданам. В приложении к налоговой отчетности как таковой, корпоративная отчетность выглядит гораздо более разнообразной и представляет больший интерес для аналитиков. В то время, как в рамках налоговой отчетности физического лица единственным отчетным документом является декларация о доходах, способствующая правильному исчислению налога на доходы физических лиц, финансово-налоговая отчетность даже самой маленькой организации, индивидуального предпринимателя, отличается гораздо большим объемом и сложностью.

Налоговая отчетность неразрывно связана с общим массивом налогов в рамках отдельной страны. Согласно налоговому законодательству России, предприятия и организации обязаны отчитываться по налогооблагаемым хозяйственным операциям в двух временных сроках: ежеквартально и ежегодно. По сути, подобная система организации налогового взаимодействия реализует принцип «подстраховки» и перепроверки данных за различные периоды деятельности, оказывает профилактическое воздействие в сфере налоговых правонарушений.

Путем нехитрых арифметических вычислений можно прийти к выводу, что в год среднестатистической коммерческой организации необходимо пройти проверку налоговых документов 5 раз: 4 раза необходимо подать в налоговую службу квартальный отчет и один раз в год – годовой. На подготовку данных документов законодательством выделены довольно длительные сроки – по месяцу после календарной даты окончания периода в отношении квартального отчета и три месяца – годового. Как правило, большинство организаций – при условии грамотного ведения бухучета в течение отчетного периода, - укладываются в отведенные месяцы. В противном случае, налоговая служба может начать испытывать определенный дискомфорт и стойкое ощущение, что ее хотят обмануть – и ничем хорошим подобные предчувствия государственных органов, как правило, не заканчиваются.

Профессиональный интерес

Сложность сдачи подачи налоговой отчетности организации заключается в большом, как правило, объеме налогооблагаемых действий и непростой процедуре их оформления. Кроме того, некоторую сложность представляет собой разрозненность органов, взимающих налоговые отчисления. Кроме непосредственно Федеральной налоговой службы существует множество разнообразных социальных фондов, агентств и прочих государственных и окологосударственных организаций, без отчисления средств в которые не может обходиться деятельность ни одного предприятия нашей страны. Яркий пример – Фонд обязательного медицинского страхования, в который организация – работодатель периодически отчисляет страховой процент на каждого официально оформленного работника.

Кроме того, до недавних пор единственным способом сдачи налоговой отчетности в компетентные органы являлся путь воина – для того, чтобы отдать налоговые документы специалисту налоговой службы и выслушать его замечания, необходимо было выстоять умопомрачительную очередь из точно таких же предпринимателей, жаждущих заплатить налоги и спать, наконец, спокойно. С внедрением системы электронной сдачи отчетности очереди в налоговую несколько поубавились, однако, полностью изжить данный уже прижившийся институт бюрократической машины вряд ли удастся. Электронная отчетность обязательна лишь для предприятий, титульная численность работников которого превышает 250 человек – все остальные налогоплательщики имеют право и не тратиться на дискеты и перевод отчетности в электронную форму.

Впрочем, как утверждают источники многих аналитических и консалтинговых компаний, всеобщий переход на электронную отчетность может состояться во вполне обозримом будущем. Несмотря на очевидные технические сложности данного процесса, преимущества подобного рода сдачи налоговых отчетов с лихвой их компенсирует. По словам специалистов, переход на электронную отчетность может состояться уже через пять-шесть лет, после «обкатки» данного способа на крупных компаниях.

Максим Кузнецов