Пенсионная реформа в России: кризиса не избежать?

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыРоссийский рынокПенсионная реформа в России: кризиса не избежать?
23.06.2011 04:00

Пенсионная реформа в России: кризиса не избежать?Масштабная пенсионная реформа началась в России в 2002 году. В ее основу был положен собирательно-распределительный принцип, согласно которому все взносы от работающего населения, перечисляемые в Пенсионный фонд РФ, должны направляться непосредственно на выплату пенсий. На практике выходило, что каждого пенсионера должны «содержать» как минимум двое-трое работающих людей. Такое распределение не выдерживает никакой критики.

Эксперты подсчитали, что при дальнейших демографических нестыковках к 2020 году картина будет выглядеть так: на одного трудоспособного работающего человека будет приходиться один пенсионер, а Пенсионный фонд РФ, скорее всего, будет неспособен обеспечить даже минимальные выплаты. Поэтому систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации подвели под накопительную основу. Это означает, что пенсионные взносы граждан аккумулируются на специальных счетах и могут быть с их согласия задействованы на финансовых рынках с целью приумножения. Но на фоне активного старения населения дал о себе знать и активно растущий дефицит Пенсионного фонда. Негосударственные пенсионные фонды, расплодившиеся в большом количестве, откровенно говоря, ничем делу помочь не смогли - не привыкло население России самостоятельно заботиться об обеспечении собственной старости.

Увеличение налогового бремени - не выход

В конце 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило аналитический доклад об итогах внедрения пенсионной реформы в РФ. В нем, в частности, говорилось о том, что сбалансировать доходы и расходы пенсионной системы на долгосрочную перспективу без ущерба для экономики оказалось достаточно сложной задачей. Во многих странах мира проблема обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях интенсивного старения населения решалась и продолжает решаться за счет увеличения налогов. Но такой подход отрицательно сказывается на экономической активности населения и тормозит экономическое развитие страны в целом.

Суть пенсионной реформы 2002 года состояла в том, что часть пенсионных взносов поступала не в общий котел, а на личные счета будущих пенсионеров. Пенсионная система в Российской Федерации в первое десятилетие XXI века успела стать смешанной, то есть, помимо распределительного компонента, в нее вошел еще и накопительный. Распределительная схема предполагает, что все обязательства по выплате пенсий гражданам и. следовательно, связанные с этим процессом риски, берет на себя государство. Введение накопительного элемента означало одно: вся ответственность с бюджета перекладывалась на плечи самих будущих пенсионеров. Ни тот, ни другой механизм не является абсолютной панацеей. Например, в восьмидесятые годы ХХ века была полностью ликвидирована государственная пенсионная система, а все пенсии стали исключительно накопительными. Столь радикальные меры привели к тому, что большинство пенсионеров смогли обеспечить себе выплаты, которые сильно отстают от величины прожиточного минимума в стране.

В ожидании 2050 года

Практически с самого начала пенсионной реформы в РФ - с 2002 года - на официальном уровне обсуждалось предложение повысить пенсионный возраст и за счет этого замелить рост дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Однако, как заявил Президент РФ Дмитрий Медведев, возраст выхода на пенсию для россиян повышать никто не будет: в стране слишком ранняя смертность, и довольно много людей и без того уходят из жизни в трудоспособном возрасте. Российские стандарты жизни не позволяют копировать западный опыт.

Согласно прогнозам экспертов, к 2050 году примерно каждый десятый рубль, заработанный россиянами в своей стране, будет идти на выплату пенсий. Все преобразования в пенсионной системе РФ, проведенные в 2010 году, включая отмену единого социального налога, возвращение прямых страховых взносов, объединение базовой части трудовой пенсии с ее страховой частью, а также установку уровня материальной помощи неработающим пенсионерам, были ориентированы на решение текущих проблем, а не будущих. А к 2050 году Россия просто может оказаться на пороге самого серьезного за всю свою историю демографического кризиса, когда численность пенсионеров ровно вдвое превысит численность работающих людей.

Светлана Усанкова