Мировой рынок услуг: невидимые продажи

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыМировой рынокМировой рынок услуг: невидимые продажи
10.03.2011 04:00

Мировой рынок услуг: невидимые продажи Развитая сфера услуг - это своего рода показатель высокого уровня экономики страны или региона. Благодаря бурному научно-техническому прогрессу к третьему тысячелетию появилось множество самых разных новых услуг, заметно повысилось и продолжает совершенствоваться качество обслуживания, постепенно сходят на нет многие технические барьеры, посредством которых происходит передача отдельных видов услуг. Все это создает предпосылки для того, чтобы мировой рынок услуг с полным правом мог заявить о себе, как об одном из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

Специфика мировой торговли услугами заключается в том, что объекты коммерческих сделок в данном случае неосязаемы, невидимы, их производство и потребление зачастую тесно связаны друг с другом, а еще их невозможно хранить в течение какого-либо времени, подобно материальной продукции. Поскольку большинство услуг характеризуются неосязаемостью и невидимостью, то мировой рынок услуг нередко называют невидимым экспортом или невидимым импортом. Отдельные услуги могут продаваться или приобретаться в виде различной документации, кинолент, компьютерных программ на магнитных и электронных носителях. Но, несмотря на это, принято считать, что они имеют неовеществленную форму. Компания, выходящая на мировой рынок услуг, должна иметь возможность производить услуги непосредственно за рубежом. Другой вариант - иметь стабильных иностранных потребителей услуг, не перенося их производства за границу.

Услуги, которые можно продавать в мировых масштабах

Экспорт услуг имеет одно неоспоримое достоинство перед экспортом товаров в материальной форме: он не подлежит таможенному контролю, невзирая на возможную капиталоемкость или наукоемкость оказываемых услуг, на их промышленный характер или направленность на обеспечение личных потребностей отдельных людей.

В международный оборот могут быть вовлечены далеко не все виды известных на рынке услуг. Так, к примеру, не могут являться предметом экспорта или импорта коммунальные услуги. А если говорить о самых популярных услугах, торговля которыми может происходить в мировых масштабах, то на первом месте, безусловно, окажется транспорт, в том числе пассажирский и грузовой. На второй строчке такого рейтинга можно будет увидеть организацию поездок - деловых, личных, туристических. Затем идут услуги связи в полном спектре, строительство, страхование, финансовые услуги. Также большим спросом на международном рынке пользуются компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, различные бизнес-услуги, включая лизинг, посредничество и так далее. Культурные и рекреационные услуги в международных масштабах продаются сравнительно редко - примерно с той же частотой, что и правительственные услуги вроде поставки товаров в посольства, консульства, услуг со стороны тех или иных международных организаций по сохранению мира.

У каждой страны - своя специализация

С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% - международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.

В пятерку мировых лидеров среди экспортеров услуг входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Любопытно, что эти же страны выступают и основными импортерами на мировом рынке услуг. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более 7%.

Практически у каждой страны - участника мирового рынка услуг есть своя специализация. Швейцарские компании считаются признанными лидерами в секторе банковского дела, а также в консалтинге, обучении и организации материально-технического обеспечения. Англичане - надежные страховщики, организаторы аукционов, консультанты и управляющие в сфере денежных операций. Американские фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке ценных бумаг, в бухгалтерском учете, управлении гостиничным хозяйством и рекламной деятельности. А компании из Сингапура великолепно справляются с обслуживанием авиалиний, портов и терминалов.

Светлана Усанкова