Авиакатастрофы в России: печальная тенденция
Авиакатастрофа под Ярославлем в сентябре 2011 года, в результате которой погибла практически весь состав ярославского хоккейного клуба «Локомотив», в очередной раз обострил вопрос о безопасности российской авиации. Ведь в настоящее время именно Россия наряду с США лидирует в мире по количеству трагических инцидентов с воздушными судами. Но при этом не стоит забывать, что в США гораздо большее число людей пользуется услугами авиакомпаний, значительно больше рейсов и самих самолётов.
Что случилось за последний год
2010 - 2011 годы стали действительно «чёрными» для российской авиационной отрасли, потому как за это время число авиакатастроф стало таким, что эти происшествия, во всём мире считающиеся экстраординарными, в России приобрели фактически привычный регулярный характер. Началась эта полоса в апреле 2010 года, когда под Смоленском разбился самолёт, на борту которого находилась польская делегация, летевшая в Россию для участия в траурных мероприятиях, посвящённых годовщину событий в Катыни. Согласно результатам расследования, причиной трагедии, в результате которой погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой и многие представители польского руководства, стали сложные погодные условия и небрежность экипажа. А 2011 год стал поистине сводкой авиакатастроф:
Тенденция последнего десятилетия
И ведь выше перечислены лишь наиболее крупные авиакатастрофы последнего года, не считая многочисленных происшествий за тот же период меньшего масштаба, когда число погибших не превышало одного - двух. А если вспомнить статистику с начала XXI столетия, то обнаружатся такие трагедии, как катастрофа самолёта Ту-154 в Иркутске, когда погибли 145 человек, катастрофа столкнувшихся Ту-134 и Ту-154 в результате терактов 2004 года, когда погибли 90 человек, катастрофа Аэробуса А-320 в Сочи (113 погибших) в 2006, катастрофа Аэробуса А-310 с 125 жертвами в том же 2006 году, трагедия в Перми с Боингом, унесшая жизни 82 человек. В результате даже представители правительства России вынуждены признать, что динамика авиационных инцидентов в стране очевидно негативная. За последние 10 лет общие потери государственной авиации в результате авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий составили 280 воздушных судов, погибли 707 человек. Количество авиакатастроф за этот период выросло боле чем в 2 раза. А число погибших в них выросло вчетверо. С 2005 года по ноябрь 2007 года в ВВС России повреждено и не восстановлено до уровня летной годности 15 самолётов и вертолётов. Ежегодный ущерб от потерь воздушных судов в государственной авиации и затрат на проведение расследований превысил 100 миллионов долларов.
Виноваты отдельные факторы или общая ситуация?
Разумеется, при расследовании каждой отдельной авиакатастрофы профессионалами выясняется конкретная её причина. А причины у авиакатастрофы могут быть самыми разными: техническая неисправность, ошибка экипажа, террористический акт, сложные погодные условия, ошибка представителя диспетчерской службы, и так далее. И, действительно, встречаются случаи, когда наличествует каждая из перечисленных причин. Однако в последнее время всё большее число экспертов склоняются к тому, чтобы выделить три основные, систематические причины, по которым наблюдается рост авиационных катастроф в России: