ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураНотр-Дам: сердце Парижа
Нотр-Дам-де-Пари называют «сердцем города». Таковым он является не только в духовном, но и в географическом смысле – именно это сооружение считается «нулевым километром», от которого берут начало все французские дороги. Воспетый писателями, поэтами и композиторами, он вот уже семь веков не перестает восхищать своей красотой и притягивать обилием легенд.
Вехи создания
Как и многие другие христианские храмы, Нотр-Дам был построен на месте языческого святилища. Первый камень в основание нового Собора заложили в XII веке, в целом же на создание этого храма, ставшего одним из самых ранних готических сооружений Европы, было потрачено сто семьдесят лет. Активное финансовое участие в возведении принимали горожане, а верхние витражные окна в виде роз практически полностью выполнены на пожертвования парижских проституток. В течение длительного времени строительства менялись архитекторы, создававшие Нотр-Дам, однако принято считать, что наибольший вклад в оформление его облика внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Долгое время Собор был местом проведения бракосочетаний и похорон королей Франции, а в 1302 году в его залах собрался французский парламент – Генеральные Штаты. Серьезные испытания Нотр-Дам пережил в XVIII веке после Великой Французской революции: новая власть подвергла здание многочисленным переделкам, объявив его «храмом Разума», снеся с фасада статуи ветхозаветных царей, осквернив алтарь, разбив средневековые витражи и переплавив все колокола, кроме одного. Лишь в 1802 году Собор Парижской Богоматери был возвращен церкви, а в 1831 году, после выхода знаменитого романа Виктора Гюго, привлекшего внимание к храму, началась его реставрация.
Смена архитектурных стилей разных эпох прослеживается в облике знаменитого Собора. С одной стороны, это романское величие, спокойствие, четкость и мощь, с другой – готическая легкость и устремленность вверх. Стены, прорезанные изящными ажурными колоколенками, арочные окна, игра объема, света и тени на витражах, изображающих Богоматерь и Иисуса Христа в окружении ангелов, – соединение множества деталей создает ощущение нереальности этого сооружения.
Загадки Нотр-Дама
Всех, кто входит в Нотр-Дам, поражает размах пространства, которое словно стремится ввысь. Это впечатление возникает благодаря узким стрельчатым окнам и витражам, поглощающим свет и делающим внутреннее убранство таинственным. Главная реликвия, хранящаяся в Нотр-Дам, - одна из великих христианских святынь, Терновый венец Христа, который еще в XIII веке Людовик IX купил у императора Византии. Первоначально он находился в соборе Сент-Шапель, но позднее был передан Нотр-Даму. Еще одна ценность Собора – гвоздь с креста, на котором был распят Иисус (правда, его подлинность вызывает у ученых сомнения). Поклониться святыням можно лишь один раз в год – в католическую Страстную Пятницу.
Виктор Гюго назвал Собор Парижской Богоматери «справочником оккультизма», и не случайно – с этим местом связано большое количество тайн и легенд. Например, по мнению алхимика начала XX века Фулканелли, в геометрии здания была зашифрована тайна философского камня. Много времени он потратил на попытки разгадать этот код, но успеха не добился. Еще одна легенда рассказывает о кузнеце, ковавшем ворота для Собора – якобы в этом непростом деле ему помогал сам дьявол, поэтому ворота после установки смогли открыть только после окропления их святой водой.
Голос Собора
Уникальность Нотр-Дама заключается не только в его архитектуре и таинственности, но и в колоколе весом более шести тонн, который висит в правой башне. Раскачать его мог только очень сильный человек – именно таким, по версии Гюго, был горбун Квазимодо, звонарь Собора, который под звуки колокола изливал свою боль.
Еще одна музыкальная достопримечательность сооружения – орган, считающийся самым большим во Франции. Он был установлен в XV веке, с тех пор инструмент неоднократно реконструировался и достраивался, а в 1992 году орган компьютеризировали. Он имеет восемь тысяч труб и сто одиннадцать регистров и поражает посетителей мощным и насыщенным звуком каждое воскресенье, во время бесплатных концертов.
В настоящее время Нотр-Дам-де-Пари ежегодно посещает около двенадцати миллионов человек. Восстановленные статуи двадцати восьми иудейских царей (те самые, которые были сброшены во время революции), ирреальные существа, причудливые гротескные горгулии и уродливые химеры, расположившиеся возле готического шпиля, иронично взирают на посетителей и словно охраняют «сердце Парижа» и его нераскрытые тайны.
Дарья Цветкова