Михайловский дворец: императоры тоже экономят

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураМихайловский дворец: императоры тоже экономят
15.11.2009 06:00

Михайловский дворец: императоры тоже экономят Обычное представление о властителях: стоит только поднять бровь, как тут же толпа слуг мчится выполнять пожелание, все, что захочется, можно получить практически мгновенно. Михайловский дворец является великолепным опровержением этого тезиса, доказывающим, что даже императоры не могут получить все, что хотят, мгновенно, а иногда вынуждены даже экономить, откладывать деньги, подобно простым смертным, чтобы воплотить в жизнь какую-либо свою идею. Когда в 1798 году родился великий князь Михаил, его отец, император Павел I, решил, что у младшего сына должен быть свой собственный дворец. Но постройка дворца - дело дорогостоящее, и император повелел, чтобы ежегодно откладывалось несколько сот тысяч рублей на постройку будущего дворца, который был бы достоин члена императорской фамилии.

Сам Павел I не увидел, как исполнились его приказания, касающиеся дворца для младшего сына - спустя три года после рождения великого князя Михаила Павел I погиб в результате дворцового заговора и переворота. На престол взошел Александр I, старший сын Павла I, любимый внук Екатерины Великой (ходили слухи, что именно Александру императрица желала передать престол, а вовсе не сыну, которого считала неподходящим для управления империей, поговаривали даже об уничтоженном Павлом завещании Екатерины II, в котором и шла речь о престолонаследии не в его пользу).

Александр I проследил, чтобы воля покойного императора была выполнена в точности: до тех пор, пока великому князю Михаилу не исполнился 21 год, производились ежегодные отчисления на будущее строительство. 17 апреля 1819 года сам император Александр I установил в основание фундамента нового дворца каменный ковчег с серебряными монетами, а также заложил серебряную доску с памятной надписью - строительство Михайловского дворца началось, и на него планировалось потратить 9 млн. рублей - именно столько накопилось за 21 год в «дворцовом фонде».

Строил дворец архитектор Карл Росси - зодчий не просто талантливый, но гениальный, который создал крупнейшие архитектурные ансамбли в стиле ампир и завершил застройку центральной части Петербурга (к середине XIX столетия). Михайловский дворец строился шесть лет (завершена постройка была в 1825 году), и Росси заведовал всем, он решал градостроительные задачи, занимался оформлением внутренних стен дворца, выбирал и прорисовывал узоры для паркетов, планировал парк, создавал эскизы чугунной решетки и т.д.

Внутреннее убранство и интерьер Михайловского дворца - это плод работы выдающихся скульпторов (В. Демут-Малиновский и С. Пименов), художников и живописцев (П. и Дж. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Брюлло), резчиков (В. Захаров и В. Бобков), столяров (мастера Тарасовы), лепных мастеров (Н. и С. Саегины) и многих других разнообразнейших специалистов.

Этот дворец считается подлинной жемчужиной среди всех архитектурных произведений Росси. О нем в 1826 году писал Гренвиль, английский ученый: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, он не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде».

Кстати сказать, совершенство Белого зала Михайловского дворца считалось настолько высоким и непревзойденным, что модель этого зала была преподнесена в подарок английскому королю Георгу IV.

В 1849 году великий князь Михаил Павлович умер, и дворец унаследовала великая княгиня Елена Павловна. Михайловский дворец превратился в артистический салон, где собирались знаменитые общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые и писатели. Михайловский дворец стал сначала колыбелью Русского музыкального Общества, а затем и первой в России консерватории.

Великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, унаследовала дворец в конце XVIII столетия и завещала его впоследствии своим детям: сыновьям, принцам Георгу и Михаилу Мекленбургcким, и дочери, принцессе Елене Саксен-Альтенбургской.

Сложилась ситуация, которую Александр III (царствующий тогда император) счел неловкой: Михайловский дворец являлся принадлежностью Дома Романовых, а наследники были германскими подданными. Александр III решил выкупить дворец в казну. Однако, не успел этого сделать - умер. Выкуп совершил Николай II.

20 января 1895 года был издан Императорский Указ о выкупе в казну Михайловского дворца со всеми прилегающими к нему службами, флигелями и садом. Сумма была не маленькой - 4 млн. рублей серебром.

13 апреля 1895 года Николай II Именным Указом учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для его устройства весь комплекс Михайловского дворца. Так драгоценные коллекции произведений искусства получили достойное, драгоценное обрамление.

По сей день Михайловский дворец является центральным зданием комплекса Русского Государственного музея, и практически ни один музей мира не может похвастаться столь роскошным, гармоничным и великолепным зданием, которое само по себе - музейный экспонат.

София ВАРГАН