Архитектоника: гармония частей при подчиненности целому

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураАрхитектоника: гармония частей при подчиненности целому
01.08.2010 06:00

архитектоникаСлово «архитектоника» имеет греческие корни и происходит от греческого (архитектура, строительное искусство). Но это не строительный термин. Архитектоника – это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей. Чаще всего понятие «архитектоника» применяют, когда речь идет о литературном произведении.

Архитектоника – это и соотношение между собой частей произведения (к примеру, пролог и эпилог традиционно небольшие, располагаются в начале (пролог) и в конце (эпилог) произведения, а главы – большего размера и располагаются между прологом и эпилогом), и построение сюжета: как сюжет делится на части (главы, части, тома, их размер), от какого лица ведется рассказ (от первого или третьего, редко – второго), какова роль диалога, как представлена последовательность событий (хронология нарушена или нет), имеются ли какие-то описания, авторские рассуждения, лирические отступления, как сгруппированы действующие лица и так далее.

Именно приемы архитектоники, применяемые автором, создают определенный, неповторимый авторский стиль. Вспомним построение романов Тургенева. Все они характеризуются последовательностью в изложении событий (хронология никогда не нарушается), ход повествования плавный, текст всегда имеет гармоническую стройность, и всегда присутствуют описания пейзажа. Пейзаж у Тургенева – это еще один персонаж текста, он играет важную роль в композиции каждого произведения.

Подобная архитектоника объясняется не столько сюжетами романов Тургенева, или социальной средой, которую они описывали, сколько социальной средой самого автора, глубинными особенностями его характера. Тургенев – это патриархальное русское поместье, где парки сливаются с лесом, а в гротах притаились позеленевшие от старости статуи наяд с фруктовыми корзинками в руках. Это – патриархальное русское спокойствие широких просторов.

А вот архитектоника романов Достоевского совершенно другая. Здесь действие начинается с середины, затем перескакивает на начало, и так – несколько раз. В «Идиоте» все персонажи сначала появляются, совершают какое-либо действие, и лишь впоследствии происходит возврат к «началу», где и объясняются причины того или иного поступка героев романа. Плавное повествование сменяется резким, чуть не телеграфным стилем, а затем вновь переходит на свободное течение широкой реки.

Описаний природы у Достоевского практически, а описания городских пейзажей не являются самодостаточными, а находятся в строгом подчинении у сюжета (к примеру, в «Белых ночах» описание Петербурга является составной частью сюжета, без него невозможно понять последовательность действий, их причины и следствия, в то время как у Тургенева можно совершенно спокойно изъять любое описание пейзажа, и сюжетная линия не нарушится, лишь уменьшится красота самого произведения). Достоевский – это патологии человеческого сознания, проникновение в психику человека. А психика имеет структуру сложную и нелинейную, отсюда и сложность, нелинейность и нехронологичность в архитектонике произведений.

Искусная архитектоника – это не просто единство составляющих частей произведения, это и самобытность произведения, и его красота, и уникальность. Чем талантливее автор, тем более искусна архитектоника его произведений.

Но понятие архитектоники применяют не только к литературному творчеству, но и в более широком смысле – его можно применить ко всем произведениям искусства. А ведь произведением искусства может быть все, что угодно, начиная от тех же зданий (не зря ведь все же термин похож на строительный), заканчивая оружием.

Архитектоника хрущевки проста и утилитарна, она подчинена одной идее – «дом есть место для проживания». Архитектоника собора на площади Дуомо в Милане – это сложная структура необычайной красоты, и идея, которой она подчиняется – «человек есть венец творения, но Бог – превыше человека».

При создании катаны (меча японских самураев) даже украшения подчиняются определенной цели. Если мастер украшает рукоять катаны драгоценными камнями – это не столько украшение, сколько амулеты и талисманы, камни для изгнания бесов, камни, охраняющие от ран, камни, приносящие удачу. В то же время украшение златоустовской сабли не преследует никаких подобных целей, это – всего лишь украшение и не более того. Различная архитектоника – различные произведения искусства.

Архитектоника – это соотношение главных и второстепенных элементов художественного произведения (к примеру, на картине Брюллова «Всадница» главным элементом является девушка на лошади, а второстепенные элементы – маленькая девочка, собаки, грозовое небо; сочетание главного и второстепенного выявляет основную идею произведения: «молодость победоносная, укрощающая демона»). И чем тщательнее выверено это соотношение, тем более талантливым и значимым является произведение. Можно сказать, что искусство архитектоники – это мера таланта.

София ВАРГАН