ГлавнаяПерсоналииБомондАлен Делон: баловень судьбы
Сколь бы пафосно это ни звучало, но Ален Делон это уже давным-давно не актёр, не продюсер, не режиссёр, не певец и не владелец бизнес-империи. Ален Делон - это символ, выражаясь современным языком, бренд. Символ успеха, символ одарённости, символ красоты, символ нереализованных возможностей, символ кинозвезды со всеми положительными и отрицательными составляющими этого понятия. В общем, каждый может обнаружить в Алене Делоне собственный символ.
Простой юноша из парижского пригорода
8 ноября 1935 года наверняка отмечено многими важными событиями, но в истории мирового кинематографа эта дата связана прежде всего с тем, что в парижском пригороде Со в семье француза корсиканского происхождения Фабьена Делона и его супруги Эдит родился сын, получивший имя Ален. Семья Делонов была типично буржуазной, Фабьен владел собственным небольшим кинотеатром под названием «Регина», Эдит, фармацевт по профессии, помогала мужу с делами. Впрочем, помогала она ему не слишком долго, так как в 1938 году они развелись, и Ален остался с матерью, вскоре создавшей новую семью с владельцем колбасной лавки Полем Булоном.
Сложно сказать, какое влияние отчим оказал на формирование личности Делона, зато известно точно, что месье Булон научил пасынка разделывать мясо, чем подросток часто и занимался, подрабатывая сначала в семейной лавке, получив соответствующее средне-специальное образование, а потом перейдя на работу в одно из аналогичных соседних заведений. Характер у юного Алена Делона был сложный, откровенно говоря, он был просто разгильдяем, к учёбе не испытывал никакого интереса и нередко устраивал хулиганские выходки, за одну из которых в 17 лет даже на некоторое время угодил в полицейский участок. Так что вступление во французскую армию стало для юного Делона способом увидеть что-то новое, получить жизненный опыт и к тому же подзаработать денег. Так в 1953 году он оказался в составе корпуса морской пехоты в Индокитае. Несмотря на то, что проблемы с дисциплиной нередко давали о себе знать и в армии, и сослуживцы Делона вспоминают о нём как о хорошем солдате и товарище, и сам актёр считает, что армейская служба пошла ему на пользу, во многом сформировав характер взрослого и более ответственного человека. Но в 1956 году служба закончилась и демобилизовавшийся Делон вернулся во Францию. Для начала, как и полагается отставному солдату, он прогулял почти все полученные в армии деньги вместе с приятелем в Марселе, а потом поехал в родной Париж, чтобы там снимать дешёвую комнатку и зарабатывать на жизнь чем придётся, от метрдотеля до официанта.
Весь мир у ног
По совету знакомых Ален Делон стал отсылать свои фотографии кинопродюсерам и показываться то на одной, то на другой киностудии. Наконец, в Каннах, куда Делон прибыл с друзьями, его заметил один из бывших там на кинофестивале американских продюсеров и после проб, в ходе которых оценил не только его завидные внешние данные, но и очевидные актёрские задатки, предложил контракт на съёмки в Голливуде. Молодой человек уже был готов учить английский язык и ехать в Штаты, но тут его перехватили «родные» французские кинематографисты – режиссёр Ив Аллегре предложил ему второстепенную роль в свое новой картине «Когда вмешивается женщина» (1957). Так и началась блистательная кинокарьера Алена Делона. В следующем году он снялся во франко-германской исторической мелодраме «Кристина», в которой составил дуэт с восходящей звездой немецкого кино Роми Шнайдер. Но по-настоящему об Алене Делоне как о новой звезде европейского кино заговорили в 1960 году, после его блистательных главных ролей в картинах Рене Клемана «На ярком солнце» (снята по роману «Талантливый мистер Рипли», одноимённая экранизация которого вышла в 1999-ом) и Лукино Висконти «Рокко и его братья». К тому же известности молодому актёру добавил его роман с Роми Шнайдер - об их паре говорили как о самой блестящей в мире.
1960-е годы во французском и отчасти в европейском кино прошли под знаком Алена Делона: яркие, запоминающиеся и при этом разноплановые роли в проектах Микеланджело Антониони «Затмение», Висконти «Леопард», Жана-Пьера Мельвиля «Самурай», Жана Эрмана «Прощай, друг», Жака Дере «Бассейн» (великолепный дуэт расставшихся к тому времени в реальной жизни Делона и Шнайдер), Анри Вернея «Сицилийский клан» составили классику кинематографа и вознесли актёра не недосягаемую высоту зрительской популярности и профессиональной репутации. В 1970-е годы повзрослевший Делон сделал ставку либо на криминальные детективы, такие, как «Крупный калибр», «Двое в городе», «Полицейская история», «Как бумеранг», «Банда», либо шел на нетипичные эксперименты – по мнению многих критиков, лучшую свою драматическую роль Делон исполнил в драме «Первая ночь покоя» (1972), в которой сыграл необычную для себя роль слабовольного и неприспособленного к реальной жизни интеллектуала. Ко всему прочему Ален активно занялся продюсированием кинокартин, писал сценарии, записывал вокальные дуэты, как в случае со знаменитой песней «Слова, слова», исполненной с певицей Далида.
Добившийся всего
В 1980-е годы актёр, осознававший свою меньшую востребованность в силу уже солидного возраста, всё меньше снимался и всё чаще сам садился в режиссёрское кресло, как, например, в проектах «За шкуру полицейского», «Шок», «Неукротимый». Но при этом он не забывал и демонстрировать, что стал звездой не только благодаря эффектной внешности – за роль алкоголика в ленте «Наша история» (1984) ему была присуждена премия «Сезар». В дальнейшем съёмки стали еще более редкими, однако Делон не отказывал себе в удовольствии сниматься в интересных для него проектах – так, в 2008 году он исполнил блестящую и полную самоиронии роль Цезаря в фильме «Астерикс на Олимпийских играх». За эту роль, кстати, он получил 1 миллион 200 тысяч долларов, но вряд ли это сыграло для него важную роль - Ален Делон является одним из самых богатых людей Франции, ещё с 1970-х годов проявив своё чутьё и деловой талант. Он сумел превратить своё имя в торговый бренд и задолго до современных звёзд с их именными коллекциями одежды стал выпускать парфюмерную продукцию, солнцезащитные очки, мужскую одежду, сигареты, вино и коньяк собственного производства. Всё это позволило к 2000-м годам сколотить состояние общей стоимостью примерно в 700 миллионов долларов. Так что его наследникам, 46-летнему сыну Энтони, 16-летнему младшему сыну Алену-Фабьену и дочери 21-летней Аннушке можно не волноваться за своё финансовое благополучие. Если, конечно, не рассердят чем-либо великого отца и тот не лишит их наследства.
Александр Бабицкий