ГлавнаяПерсоналииБомондИзабель Аджани, которая не боится одиночества
Трудно найти среди кинозвезд людей простых, неконфликтных, неизменно ровных в общении – накладывает отпечаток как специфика работы, требующей огромных эмоциональных и физических затрат, так и особенности жизни знаменитостей, за каждым шагом которых неотступно следят. Однако даже среди кинозвезд у одной из прим французского кинематографа, Изабель Аджани, репутация актрисы ну с очень непростым характером. Во многом это объясняется сложной историей ее жизни - жизни, испытания которой сделали из нее практически отшельницу, которая может месяцами не показываться на публике и годами не сниматься в кино. Впрочем, по словам самой актрисы, одиночество ее вовсе не пугает.
Проблемы родом из детства
История появления на свет Изабель Ясмин Аджани, одной из прекраснейших женщин французского, да и всего мирового кинематографа, настолько похожа на сценарий драматического фильма, что на первый взгляд кажется несколько нереалистичной. Судите сами: юный житель Алжира Мохаммед Шериф Аджани в годы Второй Мировой войны в 16 лет вступил добровольцем во французскую армию, участвовал в боевых действиях в Италии, откуда по окончании войны должен был возвращаться на родину окружным путем, сначала в Марсель по суше через Германию, потом морем в Алжир. И в Германии он встретил немку Августу, замужнюю молодую женщину с двумя детьми. Дальше как в неправдоподобных романах: бурная страсть, Августа оставляет семью и отправляется с юным и практически нищим алжирцем в Париж. Здесь, в Женевилье, промышленном пригороде Парижа, 27 июня 1955 года и родилась Изабель Аджани. Детство у будущей актрисы было сложным и противоречивым.
С одной стороны, неблагоприятная внешняя среда - промышленная зона безо всяких жизненных перспектив, процветающий на каждом шагу расизм и господство банд, донельзя скромное финансовое положение семьи, которой доходов отца, работавшего в гараже, еле хватало на существование. С другой - сложное внутрисемейное положение: разница темпераментов вспыльчивого алжирца-отца и спокойной, даже несколько холодной немки-матери, религиозная истовость отца-мусульманина, воспитывавшего детей в строгости и замкнутости, скрытые душевные переживания матери, так и не простившей себе то, что оставила двух маленьких детей в Германии. Так что было бы поистине удивительным, если бы Изабель не выросла с целым букетом различных психологических комплексов, которые она и изживала всю свою жизнь. Впрочем, ее отцу, глубоко верующему мусульманину (в исламе актерство, мягко говоря, не поощряется) хватило внутреннего чутья и мудрости не противостоять открыто увлечению дочери театром - а Изабель с раннего детства участвовала во всех школьных театральных постановках.
Великая актриса, несчастная в любви
Актерство как профессия началась для Изабель случайно, потому что никак иначе она и не могла начаться для девушки в ее жизненном положении. Она просто шла по улицам Женевилье, когда ее заметил непонятно каким образом оказавшийся там ассистент режиссера по актерам фильма «Маленький угольщик», роль в котором и стала для Аджани дебютом. После этого в течение нескольких лет девушка активно снималась в телевизионных программах и сериалах, в одном из которых ее и заметил известный театральный режиссер Роббер Оссейн, пригласивший ее в Реймский Народный театра, главной звездой которого она и стала в 1972-1974 годах. Затем был прорыв на легендарную сцену парижского театра «Комеди Франсез», где она молниеносно, после триумфальных спектаклей «Школа жизни» и «Ундина» получила статус восходящей театральной суперзвезды и предложение от дирекции на заключение долгосрочного контракта. Однако к тому времени у Изабель уже было предложение, от которого грех было отказываться - живой классик мирового кино, великий Франсуа Трюффо, предложил ей центральную роль в своем новом проекте «История Адели Г.», рассказывающей историю несчастной жизни Адели, дочери Виктора Гюго. За исполнение этой роли Изабель Аджани была номинирована на премию «Оскар» за лучшую женскую роль в 1976 году. И эта номинация стала лишь первым серьезным достижением в ее актерской карьере. За последующие 35 лет Аджани не только стала одним из символов французского кино, она стала одной из наиболее признанных европейских актрис: две номинации на премию «Оскар» (помимо «Истории Адели Г.» она отличилась еще и в картине «Камилла Клодель» 1990), две премии Каннского кинофестиваля как лучшей актрисе (за картины «Одержимая» и «Квартет», обе в 1981 году), премия Берлинского кинофестиваля («Камилла Клодель»), пять французских кинематографических премий «Сезар» («Одержимая», «Убийственное лето» 1984, «Камилла Клодель», «Королева Марго» 1995, «Последний урок» 2010).
Не меньшее внимание прессы к Изабель Аджани привлекала и ее личная жизнь, которую сама актриса в одном из интервью охарактеризовала следующим образом: «Меня тянуло к мужчинам, похожим на моего отца, которым было трудно жить. Мне хотелось им помочь, спасти их. И это было серьезной ошибкой — женщины не должны играть роль врача в любовных отношениях. Я их спасала, а они строили свое счастье с другими. Мужчины не любят тех, кто знал их в худшие дни, слабыми. Они не выносят женщин-свидетельниц». Подобный сценарий отношений складывался у Изабель и с французским кинооператором Бруно Нюйттеном, отцом ее старшего сына Барнаби, родившегося в начале девяностых. И, конечно, в знаменитом романе с одним из величайших актеров современности, обладателем двух премий «Оскар», британцем Дэниэлом Дэй-Льюисом, отцом ее родившегося в 1995 году сына Гэбриэла-Кейна. Не сложилось счастья у Аджани и с композитором Жаном-Мишелем Жарром, хотя в 2002 году актриса открыто объявила о своих чувствах к нему и о желании выйти за него замуж - Жарр впоследствии женился на актрисе Анн Парийо («Никита» из одноименного фильма Люка Бессона). Видимо, такова цена, которую Изабель Аджани платит за свою красоту и талант.
Александр Бабицкий