ГлавнаяПерсоналииБомондСтив Бушеми: не похожий на кинозвезду
Стереотипный образ внешнего вида актера - голливудской звезды более или менее сформировался. Зачастую он предстает в образе высокого представительного мужчины, который либо красив, сексуален и прекрасно сложен, либо просто до невозможности обаятелен и хотя бы по внешнему виду умен и благороден. При взгляде на Стива Бушеми человек, знакомый с кинематографом не более чем по основному репертуару кинотеатров, ни в коем случае не представит в этом невысоком, невзрачном, неприметном и некрасивом человеке актера, являющегося одним из самых узнаваемых в мире и одним из самых уважаемых в американском кино.
В кино через пожарную часть
Стивен Винсент Бушеми появился на свет 13 декабря 1957 года в нью-йоркском районе Бруклин, в семье, по отцовской линии имеющей итальянские, а по материнской - ирландские корни, в которой помимо него было еще трое детей. Долгое время особенно дотошные кинокритики и журналисты всячески настаивали на том, что, по правилам итальянского языка фамилия актера должна произноситься как «Бусеми», а не на американизированный лад «Бушеми». Однако уже в двухтысячных Стивен побывал на Сицилии, родине своего деда, эмигрировавшего в США, и выяснил, что общепринятое произношение «Бушеми» все-таки является верным.
Впрочем, в юности и молодости Стив отнюдь не задумывался о том, как именно его фамилию будут произносить журналисты, он просто мечтал стать актером. А это было далеко не так просто для выходца из обыкновенной нью-йоркской семьи. Его отец, ветеран корейской войны, прошел трудовой путь с самых низов, долгое время работал ассенизатором, но в результате упорного труда смог сделать неплохую карьеру и от простого рабочего продвинулся до помощника бригадира. Это позволило семейству даже перебраться из Бруклина в куда более престижный Лонг-Айленд, однако не отменяло того, что жили Бушеми скромно, и Стиву рассчитывать на какую-то особенную помощь со стороны родственников не приходилось. А театральным искусством он увлекся, как это почти всегда бывает в биографиях американских актеров, благодаря участию в постановках школьного театра.
После окончания школы он даже смог поступить в Манхэттенский колледж искусств, однако со второго курса был отчислен и был вынужден зарабатывать на жизнь и на продолжение обучения чем только возможно. Бушеми работал официантом, продавал газеты на улице, трудился грузчиком, развозил мороженое в специальном фургончике и продавал его, и так далее, и так далее. Так продолжалось в течение трех лет, пока рассматривалось заявление Стива властям Нью-Йорка с просьбой принять его на гражданскую службу. Наконец, в 1980 году его заявление было удовлетворено и Бушеми начал работать пожарным.
Не только Тарантино
Наконец у молодого человека появился стабильный и достаточно высокий доход (в США пожарные и прочие представители гражданских служб имеют не только солидную зарплату, но и весомые социальные льготы), так что возможность оплачивать продолжение актерского образования была. Бушеми так и сделал, поступив в Театральный институт знаменитого американского педагога Ли Страсберга. Впрочем, в течение нескольких лет это не давало желаемого результата, и начинающего актера не забрасывали предложениями, так что ему приходилось утолять свою творческую жажду, играя в любительских театральных постановках. И в одном из таких спектаклей его и заметил режиссер Билл Шервуд, предложивший Стиву одну из ролей в картине, одной из первых поднявших проблему больных СПИДом, «Прощальные взгляды» (1986). Так закончилась карьера пожарного Стивена Бушеми и началась карьера актера Стива Бушеми.
Бытует расхожее мнение, что, мол, карьера Бушеми началась и состоялась исключительно благодаря Квентину Тарантино, пригласившему его в свой знаменитый фильм «Бешеные псы» (1992), а до этого якобы Стив ограничивался ролями в стиле «кушать подано». Действительно, огромный скачок в карьере Бушеми произошел благодаря сотрудничеству с Тарантино, однако и к 1992 году Стив был уже хорошо знаком корифеям как голливудского мэйн-стрима, так и лидерам авторского кино. К тому моменту, как Квентин позвал его играть одного из «бешеных псов», Бушеми уже успел сняться у такихрежиссеров, как Мэттью Чэпмен («Сердце полуночи»), Джим Джармуш («Таинственный поезд»), Мартин Скорсезе («Нью-йоркские истории»), братья Коэн («Перекресток Миллера» и «Бартон Финк»). И в дальнейшем он стал одним из любимых актеров братьев Коэн, снявшись в таких их знаменитых лентах, как «Подручный Хадсакера», «Фарго», «Большой Лебовски», «Париж, я люблю».
В двухтысячные годы режиссеры все меньше стали использовать странность Бушеми, его оригинальную эксцентричную манеру игры, и все чаще стали использовать его драматические способности. И это не преминуло сказаться: в 2002 году он получил номинацию на «Золотой глобус» за роль в картине «Призрачный мир», а в 2011 «Золотой глобус» уже никуда не делся от актера - ему присудили эту награду за главную роль в сериале «Подпольная империя», повествующем о зарождении Атлантик-сити, одного из игорных центров Америки.
Несмотря на свой звездный, даже культовый, статус Стив Бушеми так и не стал звездой в привычном понимании этого слова. Он по-прежнему снимается в нескольких фильмах в год - правда, сам он по этому поводу иронически замечает, что успевает много сниматься оттого, что его героев обычно убивают в первой трети фильма. Он по-прежнему любит ездить на метро. И он не забыл свою первую профессию - 11 сентября 2001 года он прибыл в свою бывшую пожарную часть и наравне с коллегами работал над разбором завалов Всемирного торгового центра.
Александр Бабицкий