ГлавнаяПерсоналииБомондВачовски: вроде как братья
В наше время по-настоящему популярными у широкого зрителя могут быть лишь хорошо разрекламированные бренды. Поэтому и Голливуд, как коммерческая машина, охотно превращает актеров и режиссеров в своего рода бренды. Вот и режиссеры-сценаристы знаменитой кинотрилогии «Матрица», братья Вачовски, стали своего рода брендом. Только на протяжении последних лет в их жизни произошли изменения, которые делают затруднительным использование бренда и вообще словосочетания «братья Вачовски».
Плотники и художники-любители
Особенностью Соединенных Штатов является то, что там существуют населенные пункты, характеризуемые компактным проживанием граждан определенного национального происхождения. Так, Нью-Йорк традиционно является родиной американцев с итальянскими корнями, Лос-Анджелес известен своей огромной латиноамериканской диаспорой, а в Чикаго издавна живут потомки поляков. И в одной из таких чикагских семей американцев польского происхождения 21 июня 1965 года родился мальчик Лоуренс Вачовски, прозванный Лари, а спустя два с половиной года, 29 декабря 1967 года, появился на свет мальчик Эндрю Пол Вачовски, прозванный Энди. Принадлежали они к низшей прослойке американского среднего класса, их отец был мелким предпринимателем, а мать - медсестрой. Так что жизненные перспективы у братьев, которые с детства были дружны, благо разница в возрасте совсем невелика, и старались держаться и все делать вместе, были вполне определенными. Это было достаточно стабильное, но без особого лоска будущее выпускников колледжа в качестве менеджеров среднего звена или мелких предпринимателей.
И, собственно, долгое время все говорило в пользу того, что именно такая судьба ждет Ларри и Энди. После окончания колледжей в начале девяностых, братья вернулись в родной Чикаго, где занялись строительным бизнесом, подрабатывая выполнением плотницких заказов. Даже то обстоятельство, что братья с детства увлекались комиксами, а уже в более осмысленном возрасте подсели на японскую анимацию, кажется вполне банальным - сотни тысяч, если не миллионы американцев могут рассказать очень похожие биографии. Первым звонком, свидетельствующим о возможностях отклонения от расчерченного с детства стандартного жизненного пути, стал тот факт, что Вачовски не только в качестве хобби рисовали собственные комиксы, но и смогли добиться сотрудничества с одним из мастодонтов мирового «комиксостроения», компанией Marvel.
Меня зовут Нео
И совсем уж отходом от линии жизни стало начало карьеры братьев Вачовски в качестве сценаристов. А дело было так: в начале девяностых им на глаза попалась и весьма понравилась биографическая книга какого-то голливудского деятеля, из которой они вынесли главный вывод - если есть желание попробовать себя в кино, нужно пробовать, пробовать и еще раз пробовать. Желание такое у Ларри и Энди, почувствовавшего вкус к визуальному искусству в комиксах, уже появилось, так что для начала они написали свой первый сценарий. Рассказывал этот сценарий страшную историю о живущих среди нормальных людей каннибалах. Сценарий этот не нашел отклика в Голливуде и по сей день не экранизирован (хотя по версии престижного журнала Empire, он является одним из наиболее талантливых из нереализованных на настоящий момент киносценариев).
Однако братьев это не сломило, и они написали следующий сценарий, на этот раз повествующий о смертельном поединке двух наемных убийц. Вот это произведение заинтересовало голливудских продюсеров куда больше, и они его купили. Правда, от первоначального замысла Вачовски мало что осталось и фильм «Наемные убийцы», вышедший в 1995 году с Сильвестром Сталлоне и Антонио Бандерасом в главных ролях, получился стандартным боевиком, но главное, что братья попали в бизнес. В следующем году они уже выступили в качестве сценаристов и режиссеров триллера с лесбийскими мотивами «Связь», который утвердил их в верности выбранного пути: фильм не собрал хорошей кассы, но был тепло встречен критиками.
Поэтому Ларри и Энди смогли сосредоточиться на реализации концепции, которая зрела у них на протяжении нескольких лет отчасти под влиянием самостоятельно прочитанных философских книг, отчасти под воздействием идей и эстетических решений лучших японских анимационных фильмов. Речь, разумеется, о фильме «Матрица», вышедшем в 1999 году, рассказывающем постапокалиптическую историю о противостоянии людей и машин, и ставшем одним из наиболее громких сюжетных и технологических потрясений в истории кино. История получила продолжение в двух последовавших фильмах, вышедших в 2003 году, а также в запущенных анимационных проектах и компьютерных играх.
Правда, после феноменальной первой части и подогреваемой ожиданиями второй части трилогии общее впечатление от всего произведения было смазано не слишком успешной концовкой произведения, а также полностью не воспринятыми зрителями анимационной и компьютерной составляющими вселенной Матрицы. Вообще же, справедливости ради, нужно отметить, что «Матрица» стала единственным настоящим успехом братьев Вачовски с коммерческой точки зрения. Общие сборы трилогии составили около 1 миллиарда 600 миллионов долларов, причем братья работали за скромные гонорары по 4 миллиона на каждого, но при этом вытребовали себе процент от сборов. Учитывая то, что исполнитель главной роли Нео, Киану Ривз, по данным СМИ, получил от 10 до 15 % от общих сборов, можно предположить, что режиссеры и сценаристы получили не меньше, что автоматически делает их мультимиллионерами. Однако их последующие проекты, такие, как «V значит вендетта» и «Спиди-гонщик» в первом случае оказались куда менее прибыльными, а во втором и вовсе убыточными. Вдобавок ко всему с 2006 года в прессе все чаще стали появляться сообщения о том, что Ларри Вачовски сменил пол и превратился в Лану Вачовски. Официального подтверждения не последовало, однако в американских СМИ эти данные считают подлинными, так что там все реже говорят о братьях Вачовски, упоминая брата и сестру Вачовски.
Александр Бабицкий