За свою славную более чем полувековую историю шведская компания SAAB выпустила немало автомобилей, отличающихся выдающимися техническими характеристиками и скоростными показателями - видимо, сказывалось сотрудничество с авиационной промышленностью. И, тем не менее, в классе кроссоверов этой марки замечено не было. В 2000 году SAAB перешел во владение американской корпорации General Motor.
С приходом нового руководства компания, переживающая не самые лучшие времена, больше не смогла игнорировать самый быстро развивающийся сегмент автомобильного рынка и приступила к созданию своего первого кроссовера. Однако GM не смогли вытянуть шведскую компанию из кризиса и занялись ее продажей, в списке претендентов значились Koenigsegg и Beijing Automotive Industry Holding Corp, но достался он голландским производителям суперкаров Spyker. Именно этим и объясняется такая задержка выхода на рынок кроссовера SAAB 9-4x. Концептуальную модель смоли представить лишь в 2008 году на Североамериканском международном автошоу в Детройте, а серийный автомобиль дебютировал на Лос-Анджелесском автосалоне в 2010 году.
Лаконичен и красив как снаружи, так и изнутри
Внешний облик SAAB 9-4x по-шведски лаконичен и красив. В белом цвете кроссовер напоминает красиво ограненную глыбу льда. Фирменная фальшрадиаторная решетка с оптикой традиционной формы не даст затеряться ему в городском потоке и однозначно напомнит родственных отношениях с другими моделями бренда, а опциональные легкосплавные двадцати дюймовые девятиспицевые диски придадут законченности экстерьеру. Однако, при своей красоте и брутальности, автомобиль остается достаточно практичным. Юбка из некрашеного пластика убережет от сколов и царапин на гравийных и грунтовых дорогах. Задний спойлер и скошенная пятая дверь снизят коэффициент аэродинамического сопротивления на скоростном шоссе. Заваленные передние стойки и лобовое стекло вкупе с опциональной стеклянной панорамной крышей обеспечат непревзойденный уровень обзорности и ощущение свободного пространства в салоне.
Интерьер SAAB 9-4x традиционный для этой шведской компании, вплоть до зеленой подсветки приборной панели. На водительском кресле не покидает ощущение пилотирования самолетом-истребителем, все приборы и элементы управления ориентированы на водителя, а его сиденье оснащено электрорегулировками и памятью положений. Однако драйверская направленность не помешала инженерам и дизайнерам сделать важный шаг в возрождении шведского бренда в качестве независимого производителя автомобилей класса премиум. Интерьер действительно роскошен и просторен, на кожаных сиденьях комфортно и в первом и во втором ряду, запаса пространства хватает и по ширине плеч и над головой. Оснащение электроникой также устроено по высшему разряду. Ключ зажигания заменен на кнопку «Start». На центральной консоли разместился восьмидюймовый сенсорный дисплей и десятигигабайтный жесткий диск, есть Bluetooth, OnStar и DVD проигрыватель для задних пассажиров с мониторами в подголовниках передних сидений. Последним штрихом в роскошном интерьере будет опционная атмосферная подсветка салона на базе светодиодов. Объем багажника в 827 литров, а при сложенных задних сиденьях и все 1733 литра, добавляет автомобилю практичности.
Мексиканский швед для американцев
Сотрудничество с General Motors в начале века не прошло даром, ведь SAAB 9-4x построен на полноприводной платформе GM Theta Premium, что сильно роднит его с заокеанским братом Cadillac SRX. Система полного привода XWD компании Saab базируется на переднеприводной схеме с муфтой Haldex. При этом в обычном режиме 90% крутящего момента приходится на переднюю ось, хотя в случае необходимости пропорция может зеркально поменяться. Электронное управление полным приводом работает в паре с ELSD (электронным дифференциалом повышенного трения) заднего моста, что обеспечивает как для спортивного кроссовера высокий уровень проходимости. Еще одна электронная система Saab DriveSense контролирует режимы двигателя, трансмиссии, подвески и рулевого управления, позволяя водителю выбрать наиболее подходящий режим движения (комфорт, спорт или внедорожный).
Под капотом установлен один из двух бензиновых двигателей на выбор. А вот дизельных агрегатов в линейке пока нет, так как руководство компании еще не смогло определиться с наилучшими вариантами для европейского потребителя. Трехлитровый атмосферный двигатель с прямым впрыском обеспечивает мощность в 265 л.с., а битурбированный объемом 2,8 может выдать 300 л.с. Оба двигателя будут работать в паре с электронной автоматической шестидиапазонной КПП.
Производство разместится в Мексике, а первые счастливые владельцы этого роскошного шведского кроссовера появятся на улицах США ближе к концу 2011 года.
Александр Ковязин