Многие автовладельцы считают, что аэродинамические обвесы служат исключительно для придания автомобилю уникального облика. Нечто наподобие наклеек или аэрографии, только в объемном исполнении. Конечно, аэродинамические обвесы придают автомобилю эксклюзивный вид – по сравнению со своими «необвешенными» собратьями, но использовать их только для тюнинга экстерьера не имеет смысла, а в некоторых случаях даже и вредно для безопасности вождения.
Дело в том, что аэродинамические обвесы – это набор компонента экстерьера, которые призваны улучшить отнюдь не внешний вид (это всего лишь побочный эффект), а поведение автомобиля во время движения, оптимизировать направление воздушных потоков (улучшить обтекаемость автомобиля). Именно поэтому первые применения аэродинамических обвесов были в автоспорте: огромные скорости, при которых малейшее нерассчитанное воздействие воздушного потока может привести к перевороту машины, просто требовании оптимизации. Аэродинамические обвесы для спортивных автомобилей – предметы первой необходимости.
К обычным автомобилям аэродинамические обвесы пришли в результате почти слепого копирования «внешности» кумиров, похожесть на спортивные автомобили котировалась, стала признаком мужественности, элитности (кстати, до сих пор им является для многих). Так аэродинамические обвесы стали популярными.
Однако, следует заметить, что неопытный водитель, пытаясь управлять автомобилем с аэродинамическим обвесом «в стиле Шумахера», скорее всего, добьется одного – в лучшем случае его выбросит на обочину (и хорошо, если там не будет кювета), а в худшем – в кювет или на встречную полосу, да еще и положит на крышу. Так что аэродинамические обвесы требуют уважения и тщательного просчета различных сценариев – то есть, установка их на обычный автомобиль должна производиться практически так же, как и на спортивный, с тем же пиететом и – профессионалами.
Наиболее часто встречаются следующие элементы аэродинамического обвеса: спойлеры и антикрылья (служат для увеличения прижимной силы автомобиля за счет «работы» воздушных потоков), бамперы (служат для перенаправления воздушных потоков, создания дополнительного охлаждения для тормозных дисков и радиатора), интегрированный в бампер передний спойлер (перенаправление воздушного потока, который идет по днищу автомобиля, таким образом создается зона разреженного воздуха и снижается вероятность аварии за счет увеличения прижимной силы), модернизированный задний бампер (перенаправление воздушных потоков и нейтрализация воздушных завихрений, обеспечение дополнительной прижимной силы), колесные арки (увеличение обтекаемости кузова), функциональные накладки на капот (улучшение охлаждаемости двигателя за счет перенаправления воздушных потоков), дефлекторы (увеличение прижимной силы автомобиля).
Спойлеры и антикрылья изготавливаются из алюминия или из стекловолокна, так как для этих деталей требуется определенная гибкость.
Обратите внимание, что практически все аэродинамические обвесы имеют одно назначение – увеличить прижимную силу автомобиля, то есть – прижать машину к дороге, чтоб только колеса по асфальту шуршали. Таким образом, автомобиль становится более управляемым – очень актуальное качество на высоких скоростях, снижается вероятность аварии, а если все-таки она происходит (ведь дорога – это сложный комплекс событий, и все еще действует правило «если не ты, так тебя»), то последствия ее минимизируются за счет облегченной управляемости и большей «послушности» автомобиля с аэродинамическими обвесами.
Но учитывая функциональную роль аэродинамического обвеса, к его установке следует подходить весьма ответственно. Особенно не приветствуются обвесы, изготовленные не профессионалами. Конечно, человек, у которого обе руки прямые и растут откуда нужно, обладающий определенными навыками, может изготовить многие детали самостоятельно. Но для этого нужны навыки. А вот экспериментировать таким образом с автомобилем, устанавливая плохо рассчитанный аэродинамический обвес, категорически не рекомендуется – вместо увеличения прижимной силы он ее как раз может уменьшить. Последствия очевидны. Автомобиль будет не столько быстро ехать, сколько низко лететь. А управлять машиной, когда ни одно из колес не касается земли, практически невозможно.
Так что следует помнить: аэродинамический обвес – это отнюдь не объемная аэрография, украшающая автомобиль. Это – детали, которые должны обеспечивать безопасность на дороге. И относиться к ним следует соответственно.
София ВАРГАН