Аэрография: от мамонтов до автомобилей

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяМоторыНа сушеАэрография: от мамонтов до автомобилей
22.04.2010 06:00

аэрографияАрхеологи вполне всерьез утверждают, что аэрографию изобрели еще во времена кроманьонцев. Вот те самые рисунки, которыми сейчас восхищаются, как первым признаком цивилизованности человека – изображения сцен охоты, рисунки ладоней на стенах пещер, и прочая наскальная живопись – были сделаны, оказывается, методом аэрографии. Правда, аэрографом служила костяная полая трубка, в которую заливали растительный краситель, а затем попросту выдували его. Да, не слишком технологично, зато вполне эффективно. По крайней мере, древняя аэрография сохранилась до наших дней.

Неизвестно почему, но после кроманьонцев идея аэрографии оказалась заброшенной. Возможно, дело было в том, что костяные трубки уже представлялись неэстетичными, а существующие технологии не позволяли изготовить достойный заменитель. А затем пришло время «чистой» живописи – кисти, холсты, краски, высокие идеи, дивные каноны. Аэрография была слишком механистична, чтобы рассматривать ее всерьез.

аэрографияТак продолжалось до конца XIX столетия, пока некто Эбнер Пилер, американский ювелир, увлекающийся живописью, в 1879 году не изобрел первый аэрограф. Видимо, мистеру Пилеру не слишком повиновались холсты и кисти, и он собрал агрегат при помощи столовой ложки, иглы от швейной машинки, изогнутой отвертки, старых паяльных трубок и еще некоторой части металлолома. Конструкция, собранная на нескольких деревянных брусках, соединялась с ручным воздушным компрессором (тоже изделие мистера Пилера, любовно им запатентованное), получила название – распределитель краски для живописи акварелью и других художественных целей. Наконец-то мистер Пилер смог осуществить свою мечту – ровно нанести на поверхность краску.

В 1882 году права на «распределитель краски» были выкуплены компанией Charles and Liberty Walkup за $700 – весьма приличные деньги за права на изобретения по тем временам. Дополнительные инвестиции составили $150 – чтобы собрать два новых аэрографа. Буквально за три месяца были проданы 63 «распределителя краски». В 1884 году была зарегистрирована компания Airbrush Manufacturing Company в Рокфорде, и это можно считать началом массовой аэрографии.

В том же году была продемонстрирована новая конструкция аэрографа – на Международной выставке в Нью-Орлеане, а в 1888 году пришлось открыть целую «школу искусств штата Иллинойс» - для обучения пользования чудным художественным инструментом, аэрографом.

Но не только художники-любители были заинтересованы в аэрографе. Английский акварелист Чарльз Л. Бердик в 1893 году запатентовал усовершенствованный аэрограф, конструкция которого была приближена к современному варианту. Прибор имел у художников успех, но Королевская Академия искусств оказалась весьма консервативна. Акварели Бердика, выполненные аэрографом, были отвергнуты. Причина называлась весьма оригинальная – вина художника была в том, что акварели создавались «механическим инструментом».

аэрографияВ 1918 году провалилась выставка Ман Рэя в Париже. Этот американский художник считается основателем движения дадаизма, предтечей сюрреализма и поп-арта. Его картины, созданные с помощью аэрографа, получили весьма отрицательные отзывы. Художника называли мошенником и преступником, «девальвирующего живопись».

Естественно, такое отношение привело к тому, что область применения аэрографа резко сузилась. Ретушь фотографий, создание цветных плакатов и иллюстрированных объявлений, раскрашивание черно-белых фотоснимков, рисование плакатов и афиш, рекламная роспись гоночных автомобилей – но не искусство. Аэрограф представлялся чем-то вроде специального устройства для коммерческих рисунков.

Легенда гласит, что в искусство аэрограф принес Джон Полак, лидер американских авангардистов. В романе «Синяя Борода» (Курт Воннегут) описывается, как у Джона Полака сломался автомобиль (дело было около 1936 года), и в мастерской Джон увидел чудо – маляра, который красил автомобиль с помощью краскораспылителя. Это было пророческое видение. Краскопульт был приобретен сразу же на месте у этого же маляра, а картины, которые Джон Полак создал при помощи инструмента для ремонта автомобилей, можно теперь увидеть в Метрополитен музее, Нью-Йорк.

Теперь ни у кого не повернется язык утверждать, что аэрография не является искусством. Даже такая сугубо практическая аэрография, как аэрография автомобилей, может быть настоящим высоким искусством – художники создают великолепные и оригинальные композиции. Только их «холст» металлический, да еще и снабжен колесами. Зато великолепные выставки живописи можно наблюдать совершенно бесплатно прямо на улицах городов.

С помощью аэрографии украшают интерьеры (прямо как во времена мамонтов), придают индивидуальные и оригинальные черты безликим современным приборам и технике (весьма популярна аэрография для мобильных телефонов и ноут-буков), и даже украшают ткани. Каждый год появляются новые области применения аэрографии. И теперь для создания настоящего произведения искусства нужно не только уметь пользоваться аэрографом, но и быть живописцем. Современная аэрография – отнюдь не механистический процесс, а современный аэрограф – это лишь инструмент в руках мастера, «кисть», с помощью которой создаются радужные чудеса.

София ВАРГАН