Chrysler Group – автомобильный концерн США, один из участников «большой американской тройки». Компания, максимально ориентированная на свой внутренний рынок. Производитель, нацеленный, прежде всего, на инновационные решения; так же как и все, вынужденный преодолевать глобальный экономический кризис.
Впрочем, кризис-то как раз и стал причиной образования компании Chrysler. В далеком 1920 году известные американские автопроизводители Willys-Overland, Maxwell Motor и Chalmers Motor были на грани финансового краха. Чтобы выжить, они решили объединить усилия, а в качестве «антикризисного управляющего» пригласили инженера и бизнесмена Уолтера Перси Крайслера, бывшего топ-менеджера General Motors. Тот начал реорганизацию компаний, первым результатом которой стало слияние Maxwell Motor и Chalmers Motor в 1922 году, и поручил конструкторам разработку принципиально нового автомобиля. Спустя 2 года новинка была выпущена под именем Chrysler 6. Отличающаяся новационным дизайном и привлекательной ценой, модель разошлась за первый год продаж тиражом в 32 000 экземпляров. Тогда же, в 1924 году Willys-Overland и Maxwell-Chalmers преобразовались в новое единое предприятие – Chrysler Corporation.
Компания стала параллельно развиваться в двух направлениях. Во-первых, она совершенствовала линейку моделей, дополняя ее новыми автомобилями с великолепной технической «начинкой». Следующая разработка, Chrysler 58 развивала скорость 58 миль/ч (93 км/ч), благодаря чему пользовалась сумасшедшим спросом. Продажи этой модели способствовали тому, что молодая автокомпания всего за год прошла путь с 57-го до 5-го места среди лидеров продаж на американском рынке. Во-вторых, Chrysler Corporation начала активно скупать другие автомобильные предприятия, как правило, с «именем» и хорошей репутацией. Так, в 1928 году была приобретена фирма Dodge Brothers. К тому же, были открыты новые подразделения: Plymouth и DeSoto.
Chrysler Corporation хорошо заработала на оборонных заказах во время Второй Мировой войны. Вырученные средства были традиционно вложены в новации и скупку заводов. В 1951 году Chrysler выпустил первый автомобиль, оснащенный усилителем руля. Другими техническими новинками концерна стали ключ зажигания на всех машинах линейки и улучшенная подвеска. Авторству инженеров компании принадлежит и знаменитый двигатель Hemi V8, предшественник 426 Hemi. Экспансия же корпорации продолжилась в Европе. Были куплены крупные доли в автозаводах Испании, Франции и Великобритании, объединенные в европейское подразделение Chrysler.
В 70-е годы только благодаря финансовой поддержке правительства США Chrysler Corporation не оказалась банкротом. Полученные средства помогли компании разработать две новые модели, продажа которых вновь вернула концерн в разряд успешных производителей. Это были легендарные Plymouth Reliant и Dodge Aries.
Вернув былое могущество, Chrysler продолжил слияния. В 1987 году к концерну присоединились итальянская Lamborghini и американская АМС, владеющая престижнейшим брендом Jeep.
Ныне Chrysler состоит из нескольких почти самостоятельных компаний. В частности, подразделение Chrysler выпускает легковые автомобили и внедорожники. Dodge – также легковушки и внедорожники и, кроме того, небольшие грузовики и пикапы. Jeep – внедорожники. Global Electric Motorcars – электромобили.
Непосредственно под маркой Chrysler выпускаются 6 моделей. Шикарный и чрезвычайно харизматичный 300С. Предельно новационный, оснащенный 3,8-литровым бензиновым V6 или 2,8-литровым турбодизелем с 6-ступенчатой АКПП, Grand Voyager. Необычайно стильный Sebring. Могучий универсал 300С Touring, сочетающий великолепный дизайн с продвинутыми технологиями. Гармоничный, непохожий ни одну другую модель PT Cruiser. Открытый, просторный, совмещающий спортивный характер с элегантной внешностью Sebring Cabrio.
Мировой финансовый кризис заставил Chrysler объявить техническое банкротство. Компания была реструктурирована и образовала вместе с итальянским Fiat новый автостроительный альянс Chrysler Group.
Алексей Чернов