Несмотря на то, что весной 2010 года в России стартовала государственная программа утилизации подержанных автомобилей, большинство отечественных автовладельцев все еще предпочитают не утилизировать свои «колеса», а продавать их, в каком бы плачевном состоянии те порой не оказывались. Правильная продажа машины требует немалых затрат времени и нервов, но зато приносит потом неплохие материальные результаты и чувство морального удовлетворения.
Самое первое, что следует сделать в процессе «предпродажной» подготовки авто – так это снять его с учета. Популярный в нашей стране метод продажи подержанных автомобилей по доверенности уже давно себя дискредитировал, и, тем не менее, многие продавцы продолжают попадать в его ловушку. Суть продажи по доверенности заключается в том, что формальным хозяином машины продолжает оставаться прежний владелец. А это означает, что он несет ответственность за любое ДТП, в которое машина может попасть после заключения сделки купли-продажи. Кроме того, неприятной неожиданностью станут и извещения из налоговой инспекции – ведь плательщиком транспортного налога считается тот человек, на которого документально оформлено транспортное средство.
Продажа через посредника
Если продать машину нужно в рекордно короткие сроки, лучше всего обратиться к посредникам – комиссионным магазинам или автосалонам, работающим по схеме trade-in. И те, и другие, как правило, предпочитают иметь дело со «свежими» автомобилями, то есть возраст машины не должен превышать трех, а в исключительных случаях – пяти лет. Плюсы продажи через посредника – отсутствие потенциальной опасности столкнуться с криминалом и быстрое решение проблемы. Минусы: не исключена возможность потерять в цене, так как посредники часто навязывают клиентам собственную ценовую политику. Автоломбарды, как известно, и вовсе выкупают подержанные машины за 60-70% от их среднерыночной стоимости.
В кругу своих
Проведение «маркетинговой политики» стоит начать со своего ближайшего окружения: родственников, соседей, друзей, коллег по работе. Может статься так, что покупателем пожелает выступить бывший одноклассник или подружка дочери. Как считают эксперты, весть о продаже автомобиля может произвести «эффект брошенного в воду камня»: слух о том, что знакомый человек продает машину, распространяется очень быстро. Правда, завуалировать какие-то технические недостатки машины при продаже наверняка не удастся, ведь друзьям и знакомым ее «биография» уже хорошо известна.
Продажа по объявлению
Этот вариант походит в том случае, если сделка не «горит», поскольку процесс может затянуться на долгие месяцы. Стоит разместить объявление о продаже автомобиля во все доступные газеты бесплатных объявлений на форумы и сайты интернета, посвященные автотехнике. Недостаток бесплатных объявлений заключается в том, что их всегда и везде слишком много, и они сливаются в единую серую массу. Так что иногда имеет смысл потратиться и дать рекламное объявление в виде красочно оформленного блока или бегущей строкой на местном телеканале. Тогда его уж точно заметят.
Рыночная специфика
Практически во всех более или менее крупных городах есть авторынки, которые работают по субботам и воскресеньям. Лучше первый раз отправиться туда просто на ознакомительную экскурсию для того, чтобы досконально изучить предложения своих потенциальных «конкурентов». Говорят, перед тем, как гнать машину на рынок, нужно навести на нее такой лоск, чтобы продавать расхотелось – тогда она будет иметь реальный шанс понравиться покупателям. Чисто психологический момент: взять с собой на рынок пожилого родственника – отца или дедушку. Это внушает доверие, поскольку люди в возрасте не лихачат за рулем, да и к техническому состоянию автомобиля относятся весьма щепетильно. Присутствие пожилого человека на «продающей стороне» будет создавать впечатление, что машина действительно находилась в хороших руках. Не следует на рынке ставить свой автомобиль в таком месте, где на асфальте видны пятна масла. Иначе можно потерять вполне перспективного покупателя либо придется доказывать, что здесь «потекло» чужое авто.
Светлана Усанкова