Уже почти 20 лет прошло со времен рассвета тонирования автомобильных стекол в России. За это время не раз успели поменяться технологии, разрослись и канули в небытие «тонировочные гиганты», процедура была проведена сотни тысяч раз. Уже в самом начале нового тысячелетия полностью затонированным автомобилем – включая даже колесные диски и светотехнику, - удивить кого-либо было сложно. Не так давно на результат тонировки было обращено сиятельное внимание законодателей, жестко урегулировавших сам процесс и характеристики затемнения стекла. В силу чего столь популярна данная процедура и нужна ли она вообще?
Достоинства и недостатки
Высокий потребительский спрос на тонирование безусловно свидетельствует о наличии у данного вида моддинга автомобильной техники неоспоримых плюсов и преимуществ. В любом автомобильном салоне доверчивому клиенту прочтут занимательнейшую обширную лекцию на тему «Моральный облик и социальный статус владельца тонированного авто, его преимущества и положительные стороны», естественно, благоразумно умолчав о минусах тонированных стекол.
Впрочем, как это ни удивительно, в значительной части своих тезисов они абсолютно правы. Однако, следует понимать, что все положительные характеристики и привлекательность тонировки кроются, в большей мере, в использовании качественных расходных материалов и профессиональной работе тонировщика.
В общей сложности можно выделить порядка шести преимуществ тонированного автомобиля перед автомобилем со стандартными по светопропускающей способности стеклами. Среди них можно выделить две большие группы: факторы популярности, связанные с практическими потребительскими свойствами тонированного автомобиля и аналогичные факторы, привлекающие владельцев с визуально-эстетической точки зрения.
К первой группе факторов относится тот факт, что затонированные стекла практически не пропускают внутрь салона агрессивные ультрафиолетовые лучи, сокращая их воздействие более чем на 90 процентов. Безусловно, данное обстоятельство весьма и весьма полезно для автомобилиста, за исключением, разве что, любителей загорать «на ходу».
К той же группе можно отнести и свойство тонировочной пленки отражать тепловую энергию, направленную через покрытую ею поверхность. Другими словами, внутри затонированного авто даже в самую жаркую погоду будет гораздо прохладнее, нежели в нетонированном аналоге.
Непосредственно с первыми двумя факторами связан и фактор защиты от старения материалов салона. Под регулярным и интенсивным облучением солнечной энергией многие современные материалы теряют товарный вид, становятся некрасивыми. В большей мере это относится к обшивке сидений и стенок салона, как правило, выполненных из дорогостоящих тканей и кожи. Тонировка предотвращает выгорание указанных поверхностей.
Следующий фактор – это фактор безопасности. Казалось бы, как может стать безопаснее автомобиль, у которого всего лишь изменена светопропускная способность стекол? Как оказалось, весьма значительно. Технология тонировки такова, что затемнения стекол происходит в результате нанесения не него тончайшей полимерной пленки. Именно эта пленка не дает осколкам стекла при ударе во время аварии разлетаться по всему салону. Каждый может проверить эту истину, бросив увесистый камень в лобовое стекло затонированного автомобиля – однако, стоит крепко подумать, прежде чем проводить подобный эксперимент. Особенно на чужом авто.
Кроме того, тонированные стекла не допустят ненужного внимания посторонних к происходящему в салоне, надежно укроют водителя от любопытных взглядах. В условиях современной России крайне неосмотрительно оставлять на свободном обзоре ценности – тонировка надежно защитит их.
Эстетический фактор привлекательности один – но он, порой, и является основной причиной тонирования автомобиля: это попросту красиво. Грамотно подобранная в тон пленка сможет добавить автомобилю самобытности и выделить его в серой массе аналогов.
Однако в этой бочке меда по традиции притаилась ложка дегтя. С недавних пор, после серии громких автокатастроф, были законодательно урегулированы показатели и характеристики тонировки автомобиля. Светопропускная способность лобового затонированного стекла не должна быть меньше 75 процентов от общего светового потока, аналогичный показатель для передних боковых стекол установлен на отметке в 70 процентов. Прочие элементы тонирования не регламентируются.
Технология тонировки
Автонауке известны два способа тонирования стекол автомобиля. Первый способ заключается в нанесении на внутреннюю поверхность стекол специального металлизированного состава, который затемнял стекла снаружи. К преимуществам данного способа можно отнести, разве что, дешевизну и быстроту. Все остальное – минус. К примеру, стоило водителю или пассажиру несильно задеть покрытое составом стекло, как на его поверхности немедленно появлялись разводы и царапины – тонировать автомобиль приходилось заново.
Принципиально иной способ был разработан в конце ХХ века. Согласно технологии тонирования с помощью полимерных листов, на поверхность стекла автомобиля наносилась специальная пленка, которая, должным образом «прихватившись», сливалась со стеклом и становилась совершенно неотличимой.
Данный метод тонирования в настоящее время повсеместно признан и является самым распространённым способом затемнения автостекол. Несколько крупных компаний по производству полимеров сконцентрированы исключительно на выпуске высококачественной тонировочной пленки.
Тонировать свой автомобиль или нет – индивидуальное решение каждого автолюбителя. Однако, специалисты отмечают, что технология тонирования на настоящий момент отработана до такой степени, что за небольшие, в принципе деньги, большинство автосервисов оказывают весьма высокие по уровню качества услуги.
Максим Кузнецов